Этот материал о том, через какие тяготы прошли наши бабушки и дедушки в военные годы. Сегодня, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, в Кыргызстане осталось 146 ветеранов Великой Отечественной войны. Редакция Sputnik поздравляет читателей и свидетелей войны с Днем Победы.
Ели траву, это и спасло. История Тамары Омурбековой
Когда началась война, мне было всего четыре года, но я хорошо помню, что происходило в то время. Я и двое моих братьев с родителями жили в Колпино, в часе езды от Ленинграда. Папа работал на Ижорском военном заводе, где делали моторы для самолетов. Когда немцы подошли к Колпино, завод эвакуировали в Среднюю Азию. Нас должны были отправить вместе с отцом, но бабушка выступила против. Она считала, что в Ленинграде будет безопаснее.
Отец ушел на фронт, хотя мог остаться, так как завод был военным и папа нужен был в тылу. Но он и его коллеги отправились на фронт. Видела я его последний раз, когда он уходил на войну. Помню страх, голод, бомбежки, отсутствие воды и тепла... Люди в такой ситуации показывали свои худшие стороны. Многое хочется забыть, как страшный сон.
Весной мы выехали в пригород, где были поля с травой. Всю траву съели, это нас и спасло... Есть и хорошие воспоминания. Во время войны мы, дети, бегали в госпитали к солдатам. Пели им, читали стихи, танцевали. Помню, что один гармонист после танца всегда давал мне маленький кусочек сахара. От радости я обнимала и целовала его.
Каждый год 9 Мая я отправляюсь домой. Всю жизнь прожила в Кыргызстане, здесь встретила любовь, но там мой дом. Завтра лечу туда и обязательно отыщу памятник Трезору.
Родители не знали, что я пошла на фронт. История Валентины Касатых
Я ушла на фронт добровольно после училища с подругой, в 1943-м была зачислена в опергруппу. За себя никогда не боялась, думала об одном — только бы победить. Попала в группу розыска на авиационный завод имени Чкалова в Новосибирске, который хотели взорвать немецкие разведчики. Должны были схватить одного из противников, но он сбежал. Потом выяснилось, что это был не немец, а один из наших солдат — его завербовали органы военной разведки Третьего рейха.
Нам удалось выследить, где он жил, это было мое первое задание, и я требовала, чтобы меня взяли на задержание. Командир отказывался, а я ревела и требовала своего. Я была сильной и очень храброй. Добирались до места, где жил тот человек, долго. Ехали на лошадях, а потом и вовсе ползли. Когда приблизились к дому, я забралась на крышу. А там дыра оказалась, и я полетела вниз головой. От шума мужик проснулся и бросился на меня с гранатой.
Она взорвалась. Ему разворотило плечо. А я даже страха ничего не почувствовала, в голове стучала лишь одна мысль: "Мне нужно его задержать. В десяти шагах тайга непроходимая, уйдет — не поймаем". Вот я и схватила первое, что попалось в руки, и держала, пока не отключилась… Тут прибежали наши, оказали первую помощь и отвезли в Новосибирск. За этот случай я получила медаль "За боевые заслуги". После того как поправилась, отправилась на очередное задание. В общей сложности в спецслужбе проработала 40 лет.
Никогда не жаловался на жизнь. История Асека Урманбетова
В марте 1942 года я попал на фронт, но, прежде чем отправить молодых солдат на войну, нас обучили. На войну я попал в мае 1943-го, в 735-й стрелковый полк. Стал командиром взвода.
Уходя на фронт, пообещал маме писать письма, но почта иногда подводила — не все письма доходили до адресатов. Наш отряд должен был отвоевывать территории, захваченные немцами. Когда оказались на Украине, пришли в ужас: фашисты оставили после себя выжженные земли, тысячи сирот, а сколько матерей лишились сыновей и дочерей…
Враги отличались жестокостью. Они сжигали пленных советских солдат живьем, издевались над мирными людьми. Я видел так много смертей, что привык к тому, что вокруг гибнут люди... После Украины нас отправили в Беларусь на 2-й Прибалтийский фронт. В ноябре мой взвод столкнулся с немцами неподалеку от деревни Ярыга. Не помню, сколько фашистов было по ту сторону, — может, 10 или 20. Они начали обстрел, и было невозможно оторваться от земли: немного поднимешься — в тебя сразу летят пули.
Моя жизнь не была легкой, но я никогда не жаловался. До сих пор помню дни войны и вот что хочу сказать: мы не должны забывать о том, через какой ужас прошли миллионы людей того времени. Для меня 9 Мая — главный праздник. Этот день напоминает мне о том, что нужно ценить простые человеческие радости и свободу.