БИШКЕК, 10 мая — Sputnik. Генеральная прокуратура Кыргызстана предложила новую редакцию Уголовного кодекса. Проект вынесен на общественное обсуждение на сайте Жогорку Кенеша.
Ниже в сокращенном виде приведена справка-обоснование.
УК редакции 2017 года был введен в действие 1 января 2019 года, и это вызвало у правоохранительных и судебных органов трудности из-за коллизий и противоречий. Ее задачами были либерализация уголовного законодательства и декриминализация преступлений, поэтому разделили уголовные правонарушения на преступления и проступки. К последним отнесли незначительные преступления (не связанные с лишением свободы). Однако на практике это привело к формальному разделению уголовных правонарушений на преступления и проступки.
Из-за проблем при квалификации правонарушений в предлагаемый проект УК возвращены преступления небольшой тяжести (сейчас в Кодексе о проступках), а проступки, не являющиеся преступлениями, включены в проект Кодекса об административных правонарушениях.
При принятии новой редакции УК действующий Кодекс о проступках утратит силу.
За отдельные виды преступлений наказание, наоборот, усилено, а не гуманизировано. Например, за хулиганство, совершенное группой лиц, предусмотрено только лишение свободы на срок от 5 до 7,5 года. В результате такой "гуманизации" судьи вынуждены лишать свободы в основном ранее несудимых молодых людей. Поэтому были снижены размеры штрафов и сроки наказаний за отдельные виды преступлений.
В проекте новой редакции Уголовного кодекса такие наказания, как лишение свободы и штраф, указаны в конкретных сроках и размерах, а не в категориях.
Наказание в виде штрафа исключено из категории дополнительных видов наказания. Так, за 2020 год более 90 процентов штрафов, которые были назначены как дополнительное наказание, не выплачено.
В целях реальной гуманизации наказаний в проекте Уголовного кодекса предусматривается применение пробационного надзора по тяжким преступлениям, а также введение отсрочки отбывания наказания осужденным, имеющим малолетних детей.
Согласно действующему Уголовному кодексу, конфискация имущества и выдворение включены в иные принудительные меры уголовно-правового воздействия и могут применяться по любому преступлению. Теперь они предлагаются в качестве дополнительных видов наказаний и включены в санкции отдельных статей.
Есть коррупционные риски, заложенные в статье 74 УК, предусматривающей назначение наказания при совокупности смягчающих наказаний. Причем низший предел одинаковый для всех преступлений. Поэтому отдельные преступники необоснованно освобождаются от длительных сроков лишения свободы. Предлагается, чтобы минимальный срок за это же наказание не был меньше, чем половина минимального срока наказания, предусмотренного статьей, по которой лицо признано виновным.
При осуществлении практики по принудительным мерам уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц у правоохранительных органов возникли трудности по привлечению юридических лиц за преступления, совершенные их сотрудниками. В связи с этим из проекта исключена глава, предусматривающая принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц.