БИШКЕК, 13 авг — Sputnik. Инцидент с языковыми рейдами в Казахстане набирает обороты. Видеоролики, опубликованные на YouTube-канале "Til Maydani", обсуждают в новостях по всему СНГ.
Акция общественных активистов по проверке использования казахского языка в магазинах прошла сразу в нескольких городах — Нур-Султане, Алматы, Павлодаре, Актау и Уральске. В некоторых роликах людей вынуждают извиняться на камеру "за неуважение к Казахстану" (в чем заключалось неуважение, авторы видео не уточняют). В связи с этим несколько российских политиков выразили опасения: не процветает ли в РК русофобия?
Но, как показывает расследование Sputnik Казахстан, "защита языка" может оказаться всего лишь предлогом, под которым несколько провокаторов пытаются заработать. Подробности — в материале.
Государственных полномочий у активистов нет
Основатель YouTube-канала "Til Maydani" Куат Ахметов называет свое движение целой онлайн-партией. Однако в Министерстве юстиции РК Sputnik сообщили, что как общественная организация Til Maydani не зарегистрировано.
"В базе нет юридического лица с таким названием", — отметили в ведомстве.
Отсутствие регистрации у языковых патрулей подтвердил и директор Департамента по взаимодействию со СМИ Министерства информации и общественного развития Чингис Токеев.
Никаких государственных полномочий у Куата Ахметова и активистов его акции тоже нет.
В ответ на это активисты Til Maydani сослались на закон "О языках", согласно статье 4 которого казахский язык действует во всех сферах общественных отношений в стране. Тем не менее конфликты "негативно влияют на межэтническую ситуацию", говорит Шойкин.
"Провоцирование конфликтов может, наоборот, вызвать какое-то иное отношение к государственному языку. Казахстан — демократическая страна, навязывание и грубые провокации при популяризации казахского языка неуместны", — подчеркнул он.
Власти республики уже осудили деятельность движения Куата Ахметова. Первый заместитель руководителя администрации президента Даурен Абаев назвал языковые рейды "пещерным национализмом". Солидарен с ним и Чингис Токеев.
"Перед законом все равны, спекулировать на языковой и национальной теме неуместно никому. Если есть факты провокаций, ущемления прав, с этим должны разобраться и дать правовую оценку уполномоченные органы", — считает он.
На конфликт провоцируют всех
Сам Куат Ахметов себя националистом не считает. Об этом он заявил Sputnik.
"Я считаю себя гражданином Казахстана", — уточняет Ахметов. Он полагает, что действует в рамках закона, добиваясь соблюдения последнего и уважения к государственному языку.
"Пусть будет чеченец, уйгур или русский — все равно надо соблюдать закон и оказывать услуги на казахском. Проблема не в национальности", — говорит активист.
Слова Ахметова, впрочем, вызывают сомнения из-за интервью, которое он дал Russia Today 11 августа. Корреспондент RT вспомнил, что гражданским активистом Куат Ахметов стал относительно недавно — до 2017 года он занимался бизнесом по продаже окон. Страница его компании до сих пор существует во "ВКонтакте", и вся информация там представлена только на одном языке — русском. Получается, Ахметов сам не соблюдал законы Казахстана. Однако эту мысль журналисту развить не удалось, потому что при упоминании оконного бизнеса Ахметов бросил трубку.
Если конфликт исчерпан и закон соблюден, зачем выкладывать видео в Сеть? Более того, в сообществе канала публикуются не только ролики, но и паспортные данные граждан, к которым предъявляло претензии Til Maydani. А это вмешательство в частную жизнь, которое запрещено Конституцией, подчеркивает юрист Шакир Суханбердин.
"Это прежде всего раскрытие личных данных. Если Ахметов говорит, что поступает в рамках закона, вспомним, что по Конституции РК — да, казахский язык — государственный, но статья 5 уточняет, что в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне официально используется русский. Более того, статья 6 провозглашает, что каждый гражданин страны имеет право пользоваться родным языком", — отмечает он.
"Считаю, что в Казахстане тоже надо возбуждать уголовные дела, особенно если речь идет о целом рейде", — говорит Суханбердин.
Защита языка или провокация?
Юрист уверен, что Til Maydani можно обвинить в разжигании межнациональной розни.
"Это статья 174 Уголовного кодекса, то есть умышленные действия, направленные на разжигание розни и совершенные публично или с использованием СМИ либо сети телекоммуникаций. YouTube можно отнести сразу к двум категориям", — объясняет он.
По словам Суханбердина, о языке вражды свидетельствуют заголовки видео на канале: "Астана Русский Фашизм казахов не обслуживают принципиально для них важно чтобы говорили на русском", "ПадлаДар", "Жириновский вас зовет к себе Домой" (орфография и пунктуация сохранены). Людей, не являющихся этническими казахами, в заголовках называют "гастарбайтерами".
В ответ на вопрос Sputnik, не слишком ли агрессивен контент канала, Куат Ахметов поспешил заявить, что произошла ошибка.
Вполне вероятно, что он не понимает разницы между гастарбайтерами и высококвалифицированными иностранными специалистами, отмечает Шакир Суханбердин.
С аргументацией у Ахметова действительно проблемы, если внимательно посмотреть его страницу в Facebook. Призывая людей защищать казахский язык, активист, например, цитирует Магжана Жумабаева, забывая при этом, что великий поэт в совершенстве знал несколько языков, в том числе русский, и одно из стихотворений отчасти посвятил русской литературе, назвав его "Немного по Фету".
Всем правит расчет
Предприниматель Бауди Абуев подал на Куата Ахметова в суд. Как рассказал представитель бизнесмена Sputnik, во время одного из рейдов в прошлом году участник движения по фамилии Дусанов пришел в бутик, где работают этнические ингуши, и стал снимать их на видео.
"Скандал инициировал, выражался нецензурно. Дусанов и Ахметов подали в суд, чтобы мы возместили им 750 тысяч тенге за причинение вреда: дескать, их не обслужили на казахском языке. Мы подали встречный иск о том, что они не правы. У нас вся визуальная информация на двух языках, любое объявление даем на казахском и русском. По-моему, они таким способом деньги зарабатывают", — сказал представитель Абуева.
Как рассказал представитель ТЦ "Мастер", человек, проводивший съемку, требовал перевести на казахский слово "ламинат".
"Я звонил в отдел развития языков, но никто не дал мне вразумительного ответа, как надо перевести "ламинат". Он сказал: "Должно быть написано на казахском". Мы что, должны придумать перевод слова "ламинат", если его нет?" — недоумевает собеседник.
На странице в Facebook Ахметов также регулярно объявляет о сборе средств. Правда, как он сам сообщил Sputnik, эти деньги нужны ему на адвокатов — на активиста подали в суд восемь человек.
О новом способе получения средств Ахметов задумался 12 августа, уже после скандала в СМИ, рассуждая в очередном ролике для YouTube: "Сегодня со мной связались восемь интернет-ресурсов: хотят взять у меня интервью. Мне, наверное, надо брать оплату за это".