Что стоит за движением "Тіл майданы" в Казахстане — обзор

Языковые рейды активиста, по итогам которых людей заставляли извиняться за "неуважение к Казахстану" на видео, могут быть банальной попыткой нескольких провокаторов заработать, считают юристы. Что представляет из себя движение "Тіл майданы", читайте в этом материале.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БИШКЕК, 13 авг — Sputnik. Инцидент с языковыми рейдами в Казахстане набирает обороты. Видеоролики, опубликованные на YouTube-канале "Til Maydani", обсуждают в новостях по всему СНГ.

Акция общественных активистов по проверке использования казахского языка в магазинах прошла сразу в нескольких городах — Нур-Султане, Алматы, Павлодаре, Актау и Уральске. В некоторых роликах людей вынуждают извиняться на камеру "за неуважение к Казахстану" (в чем заключалось неуважение, авторы видео не уточняют). В связи с этим несколько российских политиков выразили опасения: не процветает ли в РК русофобия?

Но, как показывает расследование Sputnik Казахстан, "защита языка" может оказаться всего лишь предлогом, под которым несколько провокаторов пытаются заработать. Подробности — в материале.

Государственных полномочий у активистов нет

Основатель YouTube-канала "Til Maydani" Куат Ахметов называет свое движение целой онлайн-партией. Однако в Министерстве юстиции РК Sputnik сообщили, что как общественная организация Til Maydani не зарегистрировано.

"В базе нет юридического лица с таким названием", — отметили в ведомстве.

Отсутствие регистрации у языковых патрулей подтвердил и директор Департамента по взаимодействию со СМИ Министерства информации и общественного развития Чингис Токеев.

Никаких государственных полномочий у Куата Ахметова и активистов его акции тоже нет.

Токаев прокомментировал провал Казахстана на Олимпиаде
"Это инициатива представителей общественности. Мы вместе с акиматами областей проводили среди этих граждан разъяснительную работу — говорили, что необходимо реализовывать общественную активность по развитию государственного языка более конструктивными способами", — сказал глава комитета по развитию межэтнических отношений Мининформации Галым Шойкин.

В ответ на это активисты Til Maydani сослались на закон "О языках", согласно статье 4 которого казахский язык действует во всех сферах общественных отношений в стране. Тем не менее конфликты "негативно влияют на межэтническую ситуацию", говорит Шойкин.

"Провоцирование конфликтов может, наоборот, вызвать какое-то иное отношение к государственному языку. Казахстан — демократическая страна, навязывание и грубые провокации при популяризации казахского языка неуместны", — подчеркнул он.

Власти республики уже осудили деятельность движения Куата Ахметова. Первый заместитель руководителя администрации президента Даурен Абаев назвал языковые рейды "пещерным национализмом". Солидарен с ним и Чингис Токеев.

"Перед законом все равны, спекулировать на языковой и национальной теме неуместно никому. Если есть факты провокаций, ущемления прав, с этим должны разобраться и дать правовую оценку уполномоченные органы", — считает он.

Путин: для нас важно сохранение статуса русского языка в Кыргызстане
МИД России также отреагировал на скандальную ситуацию: "Действия лиц, стоящих за информационным вбросом о так называемых "языковых патрулях", не останутся без реакции казахстанских властей и правоохранительных органов. На это указывает заявление Даурена Абаева — готовность властей Казахстана "жестко пресекать проявления "пещерного национализма". Мы полностью поддерживаем указанную позицию".

На конфликт провоцируют всех

Сам Куат Ахметов себя националистом не считает. Об этом он заявил Sputnik.

"Я считаю себя гражданином Казахстана", — уточняет Ахметов. Он полагает, что действует в рамках закона, добиваясь соблюдения последнего и уважения к государственному языку.

"Пусть будет чеченец, уйгур или русский — все равно надо соблюдать закон и оказывать услуги на казахском. Проблема не в национальности", — говорит активист.

Слова Ахметова, впрочем, вызывают сомнения из-за интервью, которое он дал Russia Today 11 августа. Корреспондент RT вспомнил, что гражданским активистом Куат Ахметов стал относительно недавно — до 2017 года он занимался бизнесом по продаже окон. Страница его компании до сих пор существует во "ВКонтакте", и вся информация там представлена только на одном языке — русском. Получается, Ахметов сам не соблюдал законы Казахстана. Однако эту мысль журналисту развить не удалось, потому что при упоминании оконного бизнеса Ахметов бросил трубку.

За 30 лет в Кыргызстане что-нибудь сделано? Назарбаев о демократии — видео
Утверждение, что целью Til Maydani является только следование букве закона, не менее спорно. Самым нашумевшим видео канала стал ролик, где женщина извиняется на камеру за то, что "русские построили Актау", уточняя, что "долго живет в Казахстане" и "ничего плохого не хотела сказать про казахский народ". К слову, известно, что генеральный план города действительно разработал Ленинградский проектный институт. Однако Департамент полиции Мангистауской области (Актау) сообщил Sputnik, что конфликт, возникший на почве требований в обслуживании на казахском языке, "полностью исчерпан".

Если конфликт исчерпан и закон соблюден, зачем выкладывать видео в Сеть? Более того, в сообществе канала публикуются не только ролики, но и паспортные данные граждан, к которым предъявляло претензии Til Maydani. А это вмешательство в частную жизнь, которое запрещено Конституцией, подчеркивает юрист Шакир Суханбердин.

"Это прежде всего раскрытие личных данных. Если Ахметов говорит, что поступает в рамках закона, вспомним, что по Конституции РК — да, казахский язык — государственный, но статья 5 уточняет, что в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне официально используется русский. Более того, статья 6 провозглашает, что каждый гражданин страны имеет право пользоваться родным языком", — отмечает он.

Памятник Назарбаеву открыл президент Казахстана в Нур-Султане — фото
В России подобные случаи тоже бывают, но их жестко пресекают. В качестве примера можно вспомнить националиста Демушкина, осужденного в 2017-м на 2,5 года просто за экстремистские посты в соцсети. В 2019 году житель Новочеркасска разместил в Instagram видео с признаками разжигания национальной розни, и его оштрафовали на 15 тысяч рублей. Статья 282 "Возбуждение ненависти либо вражды" Уголовного кодекса РФ предусматривает в качестве наказания не только штрафы, но и принудительные работы на 2-5 лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет. В особо радикальных случаях провокаторам грозит до шести лет лишения свободы.

"Считаю, что в Казахстане тоже надо возбуждать уголовные дела, особенно если речь идет о целом рейде", — говорит Суханбердин.

Защита языка или провокация?

Юрист уверен, что Til Maydani можно обвинить в разжигании межнациональной розни.

"Это статья 174 Уголовного кодекса, то есть умышленные действия, направленные на разжигание розни и совершенные публично или с использованием СМИ либо сети телекоммуникаций. YouTube можно отнести сразу к двум категориям", — объясняет он.

По словам Суханбердина, о языке вражды свидетельствуют заголовки видео на канале: "Астана Русский Фашизм казахов не обслуживают принципиально для них важно чтобы говорили на русском", "ПадлаДар", "Жириновский вас зовет к себе Домой" (орфография и пунктуация сохранены). Людей, не являющихся этническими казахами, в заголовках называют "гастарбайтерами".

В ответ на вопрос Sputnik, не слишком ли агрессивен контент канала, Куат Ахметов поспешил заявить, что произошла ошибка.

Эксперт: из-за нехватки педагогов есть большой запрос на изучение русского языка
"Не "падладар", а "Павлодар" должно было быть. А если говорить о гастарбайтерах, то в Казахстане работают 250 тысяч гастарбайтеров из России", — сказал Ахметов.

Вполне вероятно, что он не понимает разницы между гастарбайтерами и высококвалифицированными иностранными специалистами, отмечает Шакир Суханбердин.

С аргументацией у Ахметова действительно проблемы, если внимательно посмотреть его страницу в Facebook. Призывая людей защищать казахский язык, активист, например, цитирует Магжана Жумабаева, забывая при этом, что великий поэт в совершенстве знал несколько языков, в том числе русский, и одно из стихотворений отчасти посвятил русской литературе, назвав его "Немного по Фету".

Всем правит расчет

Предприниматель Бауди Абуев подал на Куата Ахметова в суд. Как рассказал представитель бизнесмена Sputnik, во время одного из рейдов в прошлом году участник движения по фамилии Дусанов пришел в бутик, где работают этнические ингуши, и стал снимать их на видео.

"Скандал инициировал, выражался нецензурно. Дусанов и Ахметов подали в суд, чтобы мы возместили им 750 тысяч тенге за причинение вреда: дескать, их не обслужили на казахском языке. Мы подали встречный иск о том, что они не правы. У нас вся визуальная информация на двух языках, любое объявление даем на казахском и русском. По-моему, они таким способом деньги зарабатывают", — сказал представитель Абуева.

В Казахстане чиновники будут ездить на такси. Ими заменят служебные машины
Примечательно, что конфликт произошел в магазине, где торгуют золотом. Объектами рейдов движения становятся в основном крупные торговые дома — например, ТЦ "Мастер" в Уральске. Члены Til Maydani опубликовали ролик, в котором обвиняют администрацию торгового центра в отсутствии этикеток на казахском, но достаточно открыть страницу магазина в Instagram, чтобы понять: вся информация о товарах приводится на двух языках.

Как рассказал представитель ТЦ "Мастер", человек, проводивший съемку, требовал перевести на казахский слово "ламинат". 

"Я звонил в отдел развития языков, но никто не дал мне вразумительного ответа, как надо перевести "ламинат". Он сказал: "Должно быть написано на казахском". Мы что, должны придумать перевод слова "ламинат", если его нет?" — недоумевает собеседник.

На странице в Facebook Ахметов также регулярно объявляет о сборе средств. Правда, как он сам сообщил Sputnik, эти деньги нужны ему на адвокатов — на активиста подали в суд восемь человек.

О новом способе получения средств Ахметов задумался 12 августа, уже после скандала в СМИ, рассуждая в очередном ролике для YouTube: "Сегодня со мной связались восемь интернет-ресурсов: хотят взять у меня интервью. Мне, наверное, надо брать оплату за это".