Все по стандарту: как активисты "Тіл майданы" используют методички из Украины?

Языковые рейды в Казахстане устраивают на основе отработанных на Украине технологий, считают эксперты, опрошенные Sputnik. Добиваются ли "языковые патрули" обострения межнационального вопроса во всей Центральной Азии — в материале Sputnik Казахстан.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БИШКЕК, 21 авг — Sputnik. Реакция правоохранительных органов РК на языковые рейды движения "Тіл майданы" набирает обороты, пишет Sputnik Казахстан. 19 августа полиция задержала Куата Ахметова — автора YouTube-канала "Til Maydani онлайн-партиясы", где были опубликованы видео с "проверок" работников магазинов на знание казахского языка.

Что стоит за движением "Тіл майданы" в Казахстане — обзор
МВД Казахстана тем временем объявило об экспертизе роликов на YouTube. Однако общественность делает некоторые выводы о деятельности "Тіл майданы" уже сейчас. Дело в том, что действия активистов акции сильно напоминают "языковую методичку" Украины.

Действительно ли движение использует украинские технологии и направлены ли "языковые патрули" на подрыв имиджа казахстанской власти? На эти вопросы Sputnik ответили политологи и психологи.

Что объединяет Ахметова и Шпрехенфюрера?

Поводом для начала проверки МВД послужили обращения граждан с просьбой проверить видеоматериалы на канале Til Maydani. Однако сам Куат Ахметов продолжает верить, что сограждане его поддержат. Активист продолжает вести прямые эфиры в соцсетях, где призывает людей не останавливаться.

"Если 100 казахов, если из Алматы 20-30 хотя бы будут снимать видео… Вы не знаете, какая у нас в руках сила. Это казахский язык", — заявил Ахметов в очередном ролике на YouTube, опубликованном 19 августа.

Однако дома Куат Ахметов, кажется, разговаривает по-русски — по крайней мере, об этом свидетельствует видео с задержания активиста, который, прежде чем сесть в полицейскую машину, общается на русском, предположительно, с супругой (в одном из видео Ахметов сказал, что его арестовали при жене).

В своем весьма изменчивом и противоречивом отношении к русскому языку Ахметов схож с языковым омбудсменом Тарасом Кременем. В начале этого года Кремень прославился в международных СМИ, призывая украинцев писать доносы друг на друга за использование русского языка в сфере услуг. За это уполномоченного по защите мовы прозвали "украинизатором" и "Шпрехенфюрером". Хотя в фюрера Кремень превратился относительно недавно, в период правления Петра Порошенко. А прежде, на выборах 2010 года, он был доверенным лицом Виктора Януковича, который, кстати, выбрал для президентской гонки лозунг "Одна страна — два языка".

Все как по методичке

Объединяет Шпрехенфюрера и Ахметова и линия поведения. Языковая инструкция для украинцев, которую Кремень представил в январе 2021-го, поразительно схожа с алгоритмом действий активистов "Тіл майданы". Для сравнения: чтобы добиться использования только украинского языка в сфере услуг, Кремень советует: попросить сотрудника магазина или общепита обслуживать вас только на украинском, в случае отказа обратиться к руководству организации, а также зафиксировать происходящее "с помощью аудио-, видео-, письменного подтверждения свидетелей".

Все то же самое делают последователи Куата Ахметова, и никакой благой цели или конструктива в этой акции не видно, говорит политолог Алибек Тажибаев.

"В каких странах было сделано похожее, я однозначно утверждать не могу. Но я видел и наблюдал достаточно активный подъем в информационном поле той же Украины. Методологически эти прецеденты очень похожи", — отмечает он.

Национализм — авангард украинской политики. Мнение политолога
Sputnik решил обратиться за комментарием к эксперту из самой Украины — политологу, директору киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаилу Погребинскому.

"Действительно похоже на то, что у нас происходит, — сказал Погребинский. — Причем, что интересно, у нас ведь до такой наглости дошли за много лет. Украинизация началась фактически с момента обретения Украиной независимости. А тут все внезапно, и возникает подозрение, что кто-то помогал формировать тактику".

Главное сейчас — реакция властей

Скорее всего активность движения — это феномен, которым с выгодой для себя могут воспользоваться третьи стороны, объясняет Михаил Погребинский. Но нельзя исключать, что провокации направлены на снижение имиджа действующей власти. Если она не будет реагировать на провокации, это чревато возможным осложнением отношений Нур-Султана с Москвой, в случае же жесткого ответа не исключено, что это создаст опасность для казахстанской элиты, поясняет эксперт.

"Появившиеся на языковом фоне националисты могут стать союзниками исламистов или начать заигрывать с тюркским национализмом", — считает Погребинский.

Между тем в эфире от 19 августа Ахметов заявляет: "Они (Россия. — Ред.) поняли: если народ поднимется, то не только казахи, киргизы выйдут... Может проснуться вся Средняя Азия".

Национальные движения особенно обострились в период пандемии, поэтому большую роль в их купировании играет оперативное реагирование властей, считает политолог Дмитрий Абзалов.

Ранее первый заместитель руководителя администрации президента РК Даурен Абаев назвал языковые рейды "пещерным национализмом".

По мнению Абзалова, националистические методички везде одинаковые.

На те же грабли: почему власти не могут обеспечить стабильность Украине?
"Здесь важно то, что языковые рейды — это дискредитирующая власти история, и она серьезная, поскольку известна уже на всем постсоветском направлении. Казахстан и Россия — члены одного экономического и военного блока. Будет ли происходить подобное в дальнейшем, зависит от того, как быстро и высокопоставленно руководство Казахстана подаст сигнал, что это недопустимо. Он нужен на серьезном уровне, не ниже премьер-министра. Если не совершать быстрых действий, движение может приобрести массовый характер", — заявил эксперт.

Тем временем Куат Ахметов как раз оперативно публикует все новые ролики, в которых пытается убедить аудиторию в важности "Тіл майданы". "Вам ничего не смогут сделать, если вы используете язык по закону, — говорит он. — Я не призываю вас идти на митинг. Не бойтесь говорить по-казахски".

В этих высказываниях можно увидеть манипуляцию, ведь говорит на казахском не запрещено, он обладает статусом государственного языка, считает политический психолог Анастасия Матюсова.

"Есть такое понятие — групповой фаворитизм, когда вы предпочитаете своих больше, чем чужих, — объясняет она. — То есть идет разделение на "они" и "мы". Оно может приобретать и формы групповой агрессии, как в случае с "языковыми патрулями". Не только к русским, к русскоговорящим гражданам пытаются сформировать отношение как к чужим, причем подобная тактика достаточно быстро создает напряжение в обществе".