Когда Басызбеку Баратову было 16 лет, его родители отправились на заработки в Россию. Не желая оставаться вдали от родных, начинающий боксер приехал в Москву. Спустя два года он выиграл чемпионат России среди молодежи, а позже становился неоднократным чемпионом российской столицы среди любителей. Сегодня боксер живет с семьей в Питтсбурге и намерен во что бы то ни стало стать чемпионом мира в профессиональном боксе.
18 сентября кыргызстанец одержал пятую победу в США, одолев американца Джозефа Рида. Мы поговорили со спортсменом о его карьере и жизни за океаном.
— Поздравляем с победой! Расскажите о себе, как давно вы боксируете в США?
— Я родился и вырос в селе Барпы Джалал-Абадской области. Занимаюсь боксом с 12 лет. Когда мне было 16, родители поехали на заработки в Россию, а чуть позже забрали и меня. В Москве я поступил в колледж, а также записался в секцию бокса. После определенного отбора меня взяли в Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА), в 2010 году я стал чемпионом России среди молодежи (среди любителей), позже четыре раза выиграл чемпионат Москвы, получил звание мастера спорта. В эти же годы отслужил в Вооруженных силах России, где также побеждал на чемпионате среди военнослужащих. 2015-й стал поворотным для меня — почти одновременно поступило три предложения о профессиональной карьере: из Азербайджана, Казахстана и США. Мой выбор пал на Америку, был подписан трехлетний контракт с одной из организаций в Филадельфии. Но, проведя несколько боев в организации, я решил расторгнуть договор.
Всего в активе боксера из Кыргызстана пять побед, один проигрыш и две ничьи
© Фото / предоставлено Басызбеком Баратовым
— Почему, что произошло?
— Выяснилось, что в контракте не прописаны медицинские услуги, личные вопросы не были учтены. К тому же профессиональный бокс здесь оказался не таким, каким его представляют многие. Выступая в любительском боксе в России, я получал стипендию — не работал, только тренировался. Перед приездом в Америку представлял, что буду много зарабатывать. Но реальность оказалась другой. Чтобы гонораров хватало на жизнь, надо входить в топ-20 боксеров в своем весе. Поэтому почти все боксеры тренируются в свободное от работы время. Также повлияла незнакомая обстановка. В общем, мне пришлось сложно, условия не устраивали, и я решил отказаться. Потом из Кыргызстана приехала моя девушка, мы поженились. У нас родился сын, сейчас уже двое детей. На тот момент я думал, что завершил карьеру в спорте. Жил другими понятиями: думал, заведу семью, куплю внедорожник, дом и этого мне хватит.
— Что изменилось, почему вы вернулись в бокс?
— Можно сказать, что Америка меня изменила. Машина, дом — это тоже достижение, но я понял, что нельзя ограничиваться материальными вещами. Со временем стал по-настоящему понимать бокс и поставил себе цель завоевать пояс чемпиона, а затем делиться опытом с юными кыргызстанцами на родине. В прошлом году решил вернуться в бокс, но из-за пандемии первый бой после перерыва провел в этом году. С мая в составе нового клуба трижды вышел на ринг.
— Вам через месяц будет 30, не поздновато начинать путь к чемпионству?
— Некоторые могут подумать, что я уже стар для бокса, но это не так. Я ощущаю себя на пике своих возможностей. Когда вспоминаю поединки в 25-летнем возрасте, понимаю, что тогда еще не понимал бокс, его "грамматику". Сейчас я трезво оцениваю свои возможности, есть еще 3-4 года. Чтобы получить бой с топовым боксером, мне нужно победить в предстоящих пяти-шести поединках. Затем получу право биться за пояс Американской федерации бокса (ABF). Следующий бой планируется на декабрь.
— Насколько я понял, бокс пока не приносит достаточно денег. Как удается зарабатывать на жизнь?
— В первые годы работал на стройке. Сейчас в основном работаю на траке — перевозим грузы. Также подрабатываю таксистом. Может, из-за того, что повзрослел, обзавелся семьей, время здесь летит очень быстро. Кажется, только проснулся, а уже вечер. Гонораров за бокс на жизнь не хватает. Например, за поединок на моем уровне платят 2-5 тысяч долларов. Учитывая, что к бою готовишься пару месяцев, этих денег не хватит даже на питание. Кроме этого, нужно платить за квартиру и детский сад (кстати, детсады здесь очень дорогие). Вообще, жизнь мигрантов в Америке непростая. В развитых странах, в больших городах расходы тоже большие. Поэтому работа в приоритете. Тем не менее с каждой победой мои гонорары увеличиваются, теперь нужно больше фокусироваться на тренировках. Сейчас мне помогают живущие здесь родственники и друзья. Надеюсь, через несколько боев они сами найдут меня.
— Какова сейчас ваша статистика? Какие бои запомнились больше всего?
— Всего в США я провел восемь поединков: пять побед, один проигрыш и две ничьи. После возвращения в бокс иду на победной серии из трех боев. Поражение потерпел в самом первом бою. Не сказать, что соперник был очень сильным, просто я сам, оказывается, не осознавал, что боксирую на профессиональном, а не на любительском ринге. Трудным для меня был бой в Лас-Вегасе против мексиканца. Мешала настроенная против меня публика — соотечественники соперника на мои движения все время издавали неодобрительные звуки. В сентябре дрался с американцем Джозефом Ридом. Тот бой стал дебютным для него на профессиональном ринге, он чемпион США среди любителей, обладатель национального трофея "Золотые перчатки". Мне удалось победить единогласным решением судей. Спасибо кыргызстанцам, которые болели за меня. Был приятно удивлен, когда увидел в зале более 50 соотечественников с флагами, некоторые пришли целыми семьями.
— Как обычно идет подготовка к выступлению?
— К предыдущему бою мы готовились четыре недели, к недавнему — шесть недель. В это время я полностью останавливаю работу и усиленно занимаюсь по программе тренера. Когда бой еще не назначен, идут постоянные тренировки по 1-1,5 часа. На большее времени не остается.
В составе нового клуба кыргызстанец еще не проигрывал. Следующий бой запланирован на декабрь.
© Фото / предоставлено Басызбеком Баратовым
— Вы наверняка следите за кыргызстанским боксом. В последнее время результаты не радуют. Ни один боксер из КР не участвовал в Токийской олимпиаде, а буквально на днях тренерский состав сборной подал в отставку. Чего, по вашему мнению, не хватает для развития бокса в Кыргызстане?
— Я боксировал в России, Америке, знаю ситуацию в Казахстане, Узбекистане. Организацией турниров, продвижением бойцов занимаются менеджеры, промоутеры. Думаю, в Кыргызстане не хватает таких специалистов. Тренеры делают свою работу в зале, нам нужен сильный менеджмент за его пределами. Как талантливых певцов из регионов находят продюсеры, так и в боксе должны работать промоутеры. Конечно, финансовые возможности у нас жестко ограничены. Но дело не только в деньгах — не хватает команды единомышленников. Можно найти спонсоров для участия наших ребят в турнирах в соседних Андижане, Шымкенте, проводить региональные турниры в областях.
— Может, дело в подготовке наших боксеров?
— Нет, боксеры у нас на уровне и нисколько не слабее других. Приведу простой пример: почему из Джалал-Абада нет олимпийских чемпионов, а из Андижана есть? В начале карьеры я боксировал с Хасанбоем Дусматовым, который в 2016 году стал олимпийским чемпионом в Рио. То есть нашим боксерам нужна поддержка. Некоторые люди долгое время занимают руководящие должности. Если результата нет, думаю, нужно обновление. Бокс — олимпийский вид спорта, нужны другое отношение, новые подходы. В Кыргызстане проводятся всего два крупных турнира: международный имени Дуйшенкула Шопокова и чемпионат республики. Больше соревнований нет, на выезды за рубеж нужны спонсоры. Жаль, что талантливые ребята не могут себя проявить.
Кыргызская диаспора активно поддерживает спортсмена. Поболеть за земляка на недавний бой пришли более 50 соотечественников.
© Фото / предоставлено Басызбеком Баратовым
— Расскажите о вашей жизни в Америке вне бокса.
— Как появляется свободное время, собираемся с соотечественниками, ходим в гости, держимся друг за друга. Здесь все кыргызстанцы очень целеустремленные, заняты делом, работают, чтобы прокормить семьи. Такого, чтобы кто-то пытался обмануть или "кинуть" соотечественника, я не слышал. События в Баткене в апреле-мае также показали единство нашей диаспоры. Каждый сделал вклад, и мы за несколько дней смогли собрать хорошую сумму для пострадавших в конфликте.
— Когда планируете съездить в Кыргызстан?
— Конечно, скучаю по родине, но сначала намерен добиться чемпионства в Америке, пояса ABF. Затем с семьей поедем в Кыргызстан. Вообще, хотел бы открыть школу бокса на родине, но если не получится, буду делиться опытом в существующих залах.