Не так давно в Бишкеке прошла книжная выставка, организованная клубом любителей чтения. Гуляющие по Эркиндику горожане могли выбрать книгу на любой вкус и цвет, обсудить новинки литературы, а также поделиться своим творчеством. Там мы и познакомились с Еленой Хусаевой, чьи сказки пришлись по духу не только детям, но и взрослым.
— Расскажите о себе.
— Я родилась в якутском поселке Усть-Нера — районном центре Оймяконского района, который считается полюсом холода. Чтобы вы понимали, Оймякон — одно из самых холодных мест на Земле, где проживает постоянное население. Самая низкая температура, зарегистрированная здесь, — 72 градуса мороза. С Оймяконским районом соперничает Верхоянский — борьба за температурный рекорд между ними длится очень давно.
С одной стороны, Усть-Нера — довольно экстремальное место для жизни, с другой — нам очень повезло родиться там, ведь мы застали времена, когда на домах не было замков… Также поселок известен тем, что все его жители приезжие. Например, мои родители приехали туда из Сибири по комсомольской путевке. Первое, что им принесли по приезде, — это одеяла, подушки и кусок отваренной оленины. Спустя время мы сами так встречали приезжих.
Я, как и другие школьники Усть-Неры, росла с установкой, что после школы надо обязательно уехать "на учебу в институт". Решила поступать во Фрунзе, и вот почему.
Дело в том, что в конце 1960-х в столицу тогда еще Киргизской ССР приехала моя бабушка. Оттуда она написала письмо родственникам в Улан-Удэ: "Все, будем кочевать, здесь рай!". Да, у нас в семье даже использовался термин "кочевать" вместо привычного "переезжать". Бабушка с дедушкой переехали в этот солнечный город, где я проводила все летние каникулы.
Проучившись два курса на факультете иностранных языков, перевелась в один из известных по всему Союзу вузов Иркутска. Оказалось, что мои фрунзенские преподаватели — это самый настоящий кладезь! С небольшой досдачей меня взяли сразу на четвертый курс — настолько сильные были у нас педагоги.
Писатель, дизайнер, журналист и стилист Елена Хусаева: на последних курсах я начала сотрудничать с газетой и поняла, что мое призвание — это журналистика: сначала работала в печатных изданиях, позднее перешла на телевидение
© Фото / из личного архива Елены Хусаевой
На последних курсах я начала сотрудничать с газетой и поняла, что мое призвание — это журналистика: сначала работала в печатных изданиях, позднее перешла на телевидение. В общем, на Север я вернулась уже специалистом. Первое время все складывалось неплохо, тем более что на "северах" мы получали хорошие зарплаты за счет надбавок.
Работа в районной газете северного поселка — это нечто особенное: в издании 10 корреспондентов, и каждый день вы должны сдавать не только новости, но и, допустим, аналитические материалы. Попробуй найди инфоповод в поселке! Ты все время в поиске материалов, с блокнотом под рукой… С другой стороны, Усть-Нера — кладезь удивительных историй.
Например, жил у нас дядя Боря, которого все называли "шпионом". Сколько его помню, он работал гардеробщиком в поликлинике и поименно знал каждого жителя поселка. Даже в пожилом возрасте память никогда ему не изменяла. Как-то, уже будучи студенткой, я приехала на каникулы и заглянула в поликлинику. Дядя Боря узнал меня, припомнил, с чем я угодила в больницу еще в раннем детстве. Он на самом деле был шпионом, вот только чьим — никто так и не узнал…
После развала Союза все изменилось. Я поняла, что пришло время уезжать. Мы решили вернуться в Кыргызстан: все-таки муж был из Бишкека, да и я здесь училась. Еще до возвращения успела поработать в Москве на канале "Мир", поэтому думала, что уже в Бишкеке смогу продолжить карьеру в этой телерадиокомпании. В итоге здесь я устроилась на канал "Жетиген" и, поработав там, вновь улетела в Усть-Неру.
Окончательно я вернулась в Кыргызстан, когда сын приехал сюда поступать. Вот уже 10 лет здесь мой дом. Я россиянка, которая выбрала Кыргызстан своей родиной. Отсюда вытекает и то, что некоторые вещи, которые происходят в республике, я принимаю близко к сердцу. Считаю, что если ты выбрал Кыргызстан своей родиной, то будь добр — действуй ему во благо. Помогай людям, стой на защите родных мест, вплоть до дерева, которое хотят срубить.
Елена Хусаева: окончательно я вернулась в Кыргызстан, когда сын приехал сюда поступать. Вот уже 10 лет здесь мой дом. Я россиянка, которая выбрала Кыргызстан своей родиной
© Фото / из личного архива Елены Хусаевой
— В Кыргызстане вы также известны как дизайнер одежды. Как оказались в этой сфере? Это тоже творческая профессия, но от журналистики она все же далека…
— В Бишкеке меня приметила хозяйка одного из популярных магазинов женской одежды: наши дети учились в одной школе, где я всегда охотно бралась за организацию мероприятий. Предпринимательница заметила, что у меня неплохо получается (в конце концов, по другому образованию я специалист народных театров и шоу-программ). Она предложила мне провести День легкой промышленности для своих сотрудников, а их, на минуточку, было свыше 120. Так я и осталась работать в этой компании, взявшись за проекты продвижения. В те годы SMM еще не зародился, да и интернет не был так развит: мы сами придумывали маркетинговые идеи и брались за их реализацию.
Приведу пример. Наш бутик в центре города работал ни шатко, ни валко. Рядом с магазином хозяева выкупили частный дом под склад, а на участке разбили чудесный сад: там и пруд с кувшинками, и яблоня — за невзрачной калиткой пряталась немыслимая красота! Я так увлеклась этим садом, что придумала целый проект. Мы подняли клиентскую базу и стали приглашать людей, известных в своих кругах, на встречи в этом саду. Живая скрипка, свечи, фрукты и мороженое — атмосфера была что надо! Далее гости садились за стол под яблоней и начинали разговор с дизайнером (специально для проекта мы пригласили известных мастеров своего дела). Гости проходили тесты, выклеивали свои портреты из массы журнальных вырезок, выбирали интерьеры по душе, а в это время дизайнеры анализировали их ответы и прямо на ходу делали наброски.
Елена Хусаева: мы намеренно установили на эти вещи высокие цены, ведь за каждой стояла целая история. Коллекция разлетелась вмиг: мы распродали все буквально за неделю
© Sputnik / Эрмек Жумагулов
Следующий шаг — воплотить эскиз в жизнь. На примерку мы приглашали тех же гостей, которые побывали на встрече в саду. Все они остались в восторге от результата. В итоге у нас получились три совершенно разные коллекции, которые мы продемонстрировали на показе, а после вывесили в бутик для продажи. Мы намеренно установили на эти вещи высокие цены, ведь за каждой стояла целая история. Коллекция разлетелась вмиг: мы распродали все буквально за неделю. А ведь это был бутик, который не приносил никакого дохода!
Посмотрев на работу швейной компании изнутри, я поняла, что хочу быть дизайнером, и поступила на дистанционное обучение в московский вуз. Затем жизнь компании резко изменилась — мы, несколько дизайнеров и менеджеров, оставили эту работу и занялись авантюр-студией "Кринолины и чемодан". Нас пригласили участвовать в "Блошином рынке" — международном фестивале, что проводился в Москве. На этой выставке мы получили много лестных отзывов.
— Какое-то время вы поработали в Китае. Как вы там оказались?
— У меня сложились приятельские отношения с одной переводчицей из КНР. Как-то она предложила: "Приезжай к нам, найдем, чем заняться!". Я и поехала — почему бы нет? В то время Гуанчжоу был открыт для иностранцев, туда ездили закупаться со всего мира. Работала я через интернет — искала клиентов, консультировала их.
Однажды я сидела в кофейне, где часто проводили время иностранцы. Рядом присели итальянцы, которые спросили у меня что-то, как у китаянки. Я объяснила им, что не местная, и между нами завязался разговор:
— О, так вы дизайнер! Значит, и рисовать умеете?
— Да, это же наш профильный навык! — отвечаю я и набрасываю пару эскизов прямо на салфетке.
— У нас есть предложение: мы как раз ищем дизайнера на нашу фабрику!
За два года работы на их фабрике я получила колоссальный опыт, но в итоге все равно вернулась в Кыргызстан.
— Как вы пришли к созданию сказок?
— Как-то мне позвонила подруга-художница: "Лена, давай ты напишешь сказку, а я ее проиллюстрирую! Издаваться дорого, но ведь сейчас есть такие сайты, где от нас не требуется ничего, кроме наших умений". За неделю я написала четыре сказки.
Наша изначальная задумка так и не претворилась в жизнь, но зато спустя время я увидела в Instagram объявление о книжной выставке клуба любителей чтения и решила поучаствовать как волонтер — почитать свои сказки публике, а то чего они лежат без дела?
Сначала думала озвучить их с листа, а потом решила нарисовать иллюстрации. Вместе с сыном собрали две книжки и отпечатали их. Здорово, что организаторы решились провести такое мероприятие — таких инициативных групп в Бишкеке немало, что не может не радовать. Кстати, сын предложил выложить сказки на Amazon, что я, пожалуй, и сделаю.
Эти сказки не совсем для детей, хоть и кажутся таковыми. Они основаны на моей истории с сыном, многие фразы взяты из настоящей жизни — их когда-то произносил мой ребенок. Здесь все, как у Окуджавы: "Из собственной судьбы я выдергивал по нитке". Нечто оригинальное можно вытащить только из самого себя, поэтому нужно верить в мир, который создаешь, и быть одним из его героев.
Елена Хусаева: здесь все, как у Окуджавы: "Из собственной судьбы я выдергивал по нитке". Нечто оригинальное можно вытащить только из самого себя, поэтому нужно верить в мир, который создаешь, и быть одним из его героев.
© Sputnik / Эрмек Жумагулов
Я никогда не выбирала особый язык общения с детьми и не умаляла их возможностей, ведь именно через речь ребенок узнает родной язык, богатый игрой слов и фразеологизмами. Дети по-другому смотрят на мир, у них можно и нужно учиться новому.
У меня даже была идея возродить дворовый театр: я хотела ставить кыргызские сказки из своего детства, ведь в них столько мудрости! Дети сразу поймут, что это им близко.
В своих сказках я хочу провозгласить добро и равенство для всех, показать, что каждый интересен и уникален. Мои сюжеты — про дружбу и взаимовыручку, невзирая на обстоятельства и предрассудки. Вы, наверное, заметили, что сказки начинаются с картины уютного детского мира, где весь мир по определению любит тебя, где взрослые всегда готовы подать руку помощи. К сожалению, в реальном мире все совсем не так: сколько детей в Кыргызстане и за его пределами каждый день сталкиваются с жестокостью…
— Расскажите о своих планах.
— Сейчас я работаю над коллекцией "Женщины-птицы", начатой еще во время поездки в Минск. Несмотря на название, ничего птичьего в ней нет: каждая женщина для меня — это некая птица. Сам показ, шоу, интермедии — все это уже есть в моей голове, но родится ли проект к концу года, пока неизвестно. Мне бы очень хотелось показать коллекцию в Бишкеке, но на это нужны средства. Надеюсь, что смогу довести этот проект до конца.