Если кто-то сомневался, что КНР систематически подрывает западную демократию во всем ее нынешнем блеске, то вот вам пример означенного подрыва. А именно — абсолютно антидемократическое выступление главы китайского государства на тему бережного выращивания профессиональных талантов, пишет обозреватель РИА Новости.
Выступал он — что усугубляет ситуацию — на специальном всекитайском совещании (с участием множества членов Политбюро) по работе с талантами. То есть перед нами не какое-то случайное высказывание, а система — продуманная и имеющая шанс развиваться дальше. Хуже того, прямо и нескрываемо этот человек заявляет, что тут не какое-то внутреннее дело страны: Китай хочет стать крупнейшим глобальным центром профессиональных талантов и новаторов.
И сразу посмотрим, как председатель Си предлагает с яркими и умными людьми обращаться. Тут есть такие подрывные идеи, как:
Ну и еще несколько подобных пунктов, в основном о том, что это задача крайней важности. Да и как ей таковой не быть, если в том же выступлении говорится, что в ближайшем будущем (даты тоже обозначаются) Китай должен стать магнитом для лучших умов в мире, работающих в ключевых областях каких угодно инноваций. Тут добавим, что КНР уже давно таким стала, но сейчас-то суть в том, чтобы закрепить за страной мировое технологическое первенство, желательно навсегда. Денег на это будет выделяться еще больше, но люди важнее денег.
Вот такая инициатива. Понятно, что речь о науках технических, однако посмотрите еще раз на хорошие идеи, как с яркими и умными людьми надо обращаться — в глобальном масштабе. Почему не отнести такие идеи и к нетехническим гениям?
Понятно, что концентрироваться они будут вокруг университетов и штаб-квартир всяких корпораций (что уже давно и происходит). Но председатель Си говорит о чем-то большем, чем хорошие зарплаты и интересные задачи. О том, что, если хотите от таких людей полной отдачи, их нужно ценить и уважать. То есть, добавим, с пониманием относиться к их странностям, особенно если речь о публике со всего мира. И, значит, сделать так, чтобы они тоже хорошо относились к местным странностям.
Можно даже представить, что Пекин предпримет тут очередной эксперимент по созданию особой экономической зоны (с таких начиналось "китайское чудо", и суть дела была в том, что там работали другие законы и правила, чем во всем тогда еще довольно-таки коммунистическом государстве). Для зоны этой даже можно найти необитаемый тропический остров, где гениям будет позволено все, в том числе стоять под стрелой и переходить улицу на красный свет. Между их домиками, через пруды, можно построить подвесные мосты (сами и изобретут), по которым они будут ходить друг к другу пить, допустим, китайский чай. Или что-то еще.
Но даже без такого острова главный магнит — когда этим людям со всего мира можно будет высказываться без ограничений и цензуры со стороны контролируемых американцами соцсетей. Говорить, например, что радикальный феминизм и "зеленая" экономика — это экстремистские идеологии. А вот патриотизм и уважение к своей истории — это хорошо. Дома таких людей за это сживут со света, а тут — ничего, кроме уважения.
Понятно, что председатель Си предложил идею, открыто идущую поперек нынешней западной демократии. Демократия — это когда все равны, а угнетенные сексуальные, расовые меньшинства и умственно убогие равнее других. А вот если в обществе ценятся таланты, если они получают больше денег и уважения, чем те, у кого с талантами хуже, — это не демократия. Это консервативная идея общества как пирамиды заслуг: делаешь больше — больше и получаешь. Кстати, в полном соответствии с идеями Конфуция.
Хотя не только его. Легко вспомнить, что "пирамида заслуг" существовала и в СССР. Конечно, можно приписывать все скопом технологические, научные и многие прочие достижения страны в целом партии и обществу, но на самом-то деле у каждого из достижений были имя и фамилия. Их обладателям доставалось намного больше, чем другим: и материальных благ, и уважения. Заодно эти гении оказались локомотивом, который разогнал до невиданных скоростей нашу культуру и искусство (элита талантов была единой — от физиков до музыкантов). Узкие технари существуют, но они редкость.
И на протяжении всей советской истории этому принципу "системного взращивания" (по Си Цзиньпину) элит демократически сопротивлялись умственно убогие безымянные чиновники и просто граждане, обиженные тем, что властители дум и создатели чудес — какие-то другие люди, которым от природы несправедливо досталось слишком много блеска. Этот постоянно обострявшийся конфликт, перешедший в системную войну, был, конечно, не единственным фактором провала советского проекта, но немаловажным.
И последнее (возвращаясь к нашим китайцам). КНР, разумеется, подрывает Запад даже просто силой своего примера и фактами успехов. Но в выступлении на совещании (далеко, кстати, не первом) по привлечению талантов Си Цзиньпин говорил не о том, что надо сделать в обозримом будущем. Он говорил о том, что уже происходит. И вот одна из текущих новостей: в китайских СМИ опубликован внутренний документ за подписью Жэнь Чжэнфэя, создателя корпорации Huawei. Это его дочь и финдиректора корпорации канадцы тысячу дней держали под домашним арестом в ожидании экстрадиции в США, а потом, недавно, выпустили. Так вот, в документе Жэнь отдает указание превратить североамериканский исследовательский центр корпорации еще и в центр вербовки тех самых талантов, прежде всего из США. Располагался этот центр раньше в Штатах, потом собрался… в Канаду. Но таланты он имеет теперь право привлекать откуда угодно, говорит Жэнь.
И это пример только одной корпорации, хотя и большой.