На протяжении десятилетий автодорога Бишкек — Ош была единственным сухопутным маршрутом, связывающим север и юг Кыргызстана. Однако из-за растущей интенсивности движения она уже не справляется с потоком транспортных средств. Кроме того, в Минтрансе отмечают, что состояние дороги не соответствует современным требованиям безопасности, бесперебойных грузовых и пассажирских перевозок.
Вопрос строительства альтернативной трассы поднимали с 2010 года. Работы на кредитные средства начались в 2014-м.
"Альтернативная дорога имеет стратегическое, экономическое и социальное значение. Она позволит сократить транспортные пути, расходы на пассажирские перевозки из южных областей в Нарынскую, Иссык-Кульскую, Чуйскую и Таласскую области, увеличит объемы торговли между регионами и будет способствовать развитию туризма", — рассказали в Минтрансе.
Отмечается, что после завершения строительства улучшится доступ к месторождениям Кара-Кече, Макмал, а также к участкам Камбар-Атинских и Тогуз-Тороуской ГЭС. Власти рассчитывают, что Сузакский, Тогуз-Тороуский, Джумгальский и Кочкорский районы получат дополнительные возможности для социально-экономического развития.
Дорога строится в сложных горных условиях. В конце октября завершится строительство двух эстакадных мостов через реку Нарын. Длина первого — 1 076 метров, второго — 396. Ширина мостов — 14 метров, а глубина, на которой установлены опоры, достигает 46 метров. Проезжие части мостов будут полностью готовы к 20 октября, сегодня объекты завершены более чем на 90 процентов.
Срок сдачи трассы в эксплуатацию несколько раз переносили. По последним данным Минтранса, она будет полностью готова в 2024 году, при этом строительство участка Казарман — Арал (новая дорога, не реконструкция) завершится к ноябрю этого года.
Изначально общая стоимость новой альтернативной дороги составляла 850 миллионов долларов, большую часть средств выделил Китай.