В зале нет свободных мест: здесь гости из Исфаны и Курска, Пензы и Кара-Балты, Нарына и Москвы. Их объединяет общая цель — решение насущных школьных проблем, обмен опытом, новые контакты. Форум директоров школ с русским языком обучения уникален еще и тем, что на пространстве СНГ он стал первым подобным мероприятием. Мы побывали на этом форуме и записали все самое важное.
Немного статистики о русском языке в Кыргызстане
Согласно опросам, 48 процентов родителей в Кыргызстане выбрали бы для своих детей школы с русским языком обучения — такие данные привела замминистра образования и науки Надира Джусупбекова. По ее словам, этих школ не хватает для всех желающих.
Другие важные тезисы из речи замглавы Минобрнауки:
Форум директоров общеобразовательных школ с русским языком обучения в Бишкеке
Как учителя подняли наболевший вопрос
На форуме работал "открытый микрофон", поэтому все желающие могли задать вопросы выступающим. Директор одной из кыргызстанских школ поинтересовался, сколько в среднем получает учитель российской школы.
Выяснилось, что в Москве преподаватель 14-го разряда с классным руководством и проверкой тетрадей получает 80-90 тысяч рублей — по крайней мере, такую сумму назвала представительница одной из школ РФ. Директора областных учебных заведений КР удивились зарплатам московских коллег. Затем последовало уточнение:
“Большая часть этой суммы складывается из зарплаты за классное руководство. Классный руководитель получает по 1 000 рублей за одного ученика. Если у учителя значительная нагрузка, плюс внеурочная работа, класс в 25 человек и степень кандидата наук или звание отличника просвещения, он получает такую высокую зарплату, потому что за каждый приведенный выше параметр полагается доплата”, — отметила участница форума, представляющая российскую делегацию.
Какие проекты обсуждались на форуме
Педагоги озвучили много инициатив и предложений. Например, возникла идея проведения летних культурно-образовательных школ для талантливых детей из Кыргызстана по разным направлениям с участием ведущих филологов, музыкантов и художников. Уже разработаны методические документы, по которым можно проводить эти мероприятия.
Заместитель генерального директора организации "Русская гуманитарная миссия" Татьяна Орлова рассказала, что один из приоритетов работы — программа поддержки мероприятия. Этот форум — уникальная площадка для поднятия вопросов, обмена опытом и взаимодействия.
Заместитель генерального директора организации "Русская гуманитарная миссия" Орлова Татьяна
© Sputnik / Асель Сыдыкова
"По результатам первого дня форума мне поступили обращения от директоров школ в рамках реализации наших проектов. Один из них — просьба о пополнении муниципальных и школьных библиотек художественной литературой и методическими пособиями на русском языке. Также у нас есть проект "Кабинет русского языка", который включает комплекс мероприятий по укреплению материально-технической и методической базы школ", — пояснила Орлова.
Еще три важных момента, озвученных на форуме
На мероприятии говорили не только о сотрудничестве между школами — поднимались и другие важные аспекты развития образования в Кыргызстане. Приведем лишь некоторые из них.
1. Планы строительства девяти российских школ
Буквально неделю назад заместитель министра просвещения РФ Андрей Корнеев поднял на Конгрессе соотечественников вопрос создания российских школ нового формата. По его словам, в таких школах учатся по российскому стандарту, но с интегрированным национальным компонентом (изучением национального языка и истории). Одна такая школа есть в Туркменистане, еще девять планируется открыть в Кыргызстане.
На форуме стали известны некоторые детали масштабного проекта — их озвучил посол России в КР Николай Удовиченко.
"Как вы знаете, ведется проработка документов о строительстве девяти крупных школ в разных регионах Кыргызстана за счет России. В качестве приоритетных определены три точки — Ош, Каракол и Чуйская область", — рассказал он.
Руководитель представительства Россотрудничества в Кыргызстане Виктор Нефедов выразил надежду, что школы превратятся в методические центры по работе и оказанию помощи всем педагогическим коллективам в разных областях страны. Кроме того, он предложил в будущем организовать на их основе постоянно действующие курсы повышения квалификации не только для учителей русского языка и литературы, но и для преподавателей-предметников.
2. Квоты для кыргызстанцев на обучение в российских вузах
Как известно, в этом году число квот для кыргызстанцев в университетах России выросло до 500. Однако условия их получения изменились. Нефедов предупредил директоров и учителей, что выпускникам не следует откладывать подачу заявок на последний момент.
Руководитель представительства Россотрудничества в Кыргызстане Виктор Нефедов
"Если раньше мы занимались распределением квот начиная с 15 января и заканчивая 1 мая, то теперь подход изменился. Регистрация будущих студентов началась 1 сентября и завершится 1 ноября. Прошу довести эту информацию до абитуриентов", — отметил он.
Кстати, регистрация проводится на специальном сайте Education in Russia
О квотах для кыргызстанцев говорил и заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов. Он рассказал о продуктивных переговорах с министром образования и науки КР.
“Мы много говорили о совместной работе с точки зрения школ и вузов. Мы говорили о том, что по российским квотам надо готовить не только, например, специалистов в области сельского хозяйства, экономики, юриспруденции, но и учителей русского языка. У нас есть подобный опыт с другими странами, и мы готовы им делиться. Мы готовы приглашать молодых ребят — ваших последователей, чтобы они учились и набирались опыта, а после возвращались на родину и продолжали двигать вперед ваше большое дело”, — подытожил Шевцов.
3. Передача российских учебников в школы Кыргызстана
В конце этого года в Бишкек доставят 30 тысяч учебников и методических пособий — книги бесплатно раздадут в школах Кыргызстана, рассказал Нефедов.
"Благодаря содействию Павла Анатольевича Шевцова в этому году мы резко увеличили количество учебников, которые будут направлены в Кыргызстан. Более того, мы прекратили практику передачи книг через посредников: теперь раздаем учебники непосредственно школам. Пользуясь случаем, обращаюсь к директорам: если надо, пишите заявки нам, руководству Россотрудничества. В течение следующего года мы будем раздавать пособия и учебники бесплатно и напрямую", — сообщил он.
Какие мастер-классы провели специалисты из России
Второй день форума оказался не менее насыщенным, чем первый. Ведущие российские педагоги провели серию мастер-классов на площадках двух вузов — Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына и Бишкекского государственного университета имени К. Карасаева. Опытом и знаниями с коллегами делились кандидаты и доктора наук, учителя высшей категории, победители педагогических конкурсов. Участники мастер-классов узнали:
После серии мастер-классов делегации двух стран прибыли в Кыргызскую национальную филармонию, где состоялась торжественная церемония подписания соглашений между несколькими школами КР и РФ.
Что дадут соглашения о сотрудничестве между школами
Подписание этих документов означает, что между школами устанавливаются партнерские отношения: они будут обмениваться опытом, вместе заниматься реализацией образовательных программ и проектов по вопросам преподавания русского языка и литературы, а также дисциплин на русском языке.
К примеру, директор московской школы № 830 Марина Климова подписала соглашение с директором базар-коргонской школы-гимназии № 1 Гульнарой Эргешовой. По словам Климовой, договоренности пойдут на пользу ученикам из двух городов.
"Основные моменты, прописанные в соглашении, касаются сотрудничества, организации общих образовательных проектов и акций, работы в совместных группах. Педагог — это творческая, ищущая профессия, поэтому чем больше контактов у наших сотрудников, тем больше пользы для ребят", — подчеркнула она.
А вот курская школа № 58 отныне будет помогать средней школе имени Ю. Гагарина в Исфане развивать обучение русскому языку.
"В нашей школе преподают и на кыргызском, и на русском. В обучении русскому языку нам будут помогать коллеги из Курска. Как вы знаете, в Кыргызстане не хватает книг и профессиональных кадров — по этим направлениям будет оказываться поддержка", — отметил директор исфанинской школы Анарбек Садыков.
Список школ, подписавших соглашения, можно найти в другом материале.
К чему еще пришли учителя
По итогам форума педагоги также приняли резолюцию, дополнив ее своими предложениями. Вот их полный перечень:
Итоги
В заключительной речи руководитель представительства Россотрудничества в КР Виктор Нефедов отметил, что результаты форума не останутся на бумаге, а будут претворены в жизнь.
"Фактически за эти два дня вы дали нам, Россотрудничеству, флаг. Мы будем серьезно отстаивать все, что было принято сегодня в интересах педагогических сообществ наших стран”, — заверил он.
Нефедов выразил надежду, что форум станет традиционным и обязательно пройдет снова — уже в следующем году.