Полную версию интервью слушайте в аудиоверсии.
В программе "Тема дня" на радио Sputnik Кыргызстан Веденева рассказала, что самыми выгодными с точки зрения выработки энергии на данный момент считаются гидроэлектростанции, потому что, в отличие от солнечных и ветряных, они способны работать 24 часа в сутки.
"Малые ГЭС, солнечные и ветряные станции действительно могут спасти положение, потому что на данный момент мы используем всю энергию, которую могут вырабатывать наши генерирующие станции. Но это временное решение, и в скором времени нам все равно потребуются новые большие ГЭС. Несмотря на это, потенциал Кыргызстана в выработке энергии с помощью солнечных и ветряных станций, по оценке Международного агентства возобновляемых источников энергии, довольно высок. При грамотном планировании и установке подобных станций в нужных местах солнечные станции могут вырабатывать в КР до одного гигаватта энергии, а ветряные — до шести. Это при том, что мощность всей нашей нынешней электросистемы — 4 гигаватта", — объяснила специалист.
По ее словам, законодательная база строительства малых ГЭС и других ВИЭ существует в Кыргызстане с 2008 года, но в ней недостаточно точно прописано, на каких условиях инвесторы могут прийти в Кыргызстан на этот рынок и быть уверенными, что их капитал будет защищен.
Председатель Ассоциации возобновляемых источников энергии Кыргызстана Элеонора Казакова добавила, что есть несколько причин, почему в нашей стране так долго не строилось достаточное количество малых ГЭС. Первая — низкие тарифы на электроэнергию, так как с такими ценами инвесторам будет непросто окупить свои вложения. Однако эксперт отметила, что новые тарифы, введенные с октября текущего года, могут изменить ситуацию.
"Еще одна проблема — это возможность получения земельных участков, потому что Водный и Земельный кодексы в нашей стране во многом противоречат друг другу. В действующем Водном кодексе Кыргызстана написано, что, чтобы стать водопользователем, отвести воду и использовать ее в энергетических целях, нужно получить разрешение на водопользование. Выдает его государственная водная комиссия, а такой комиссии просто не существует. Помимо этого, в законе написано, что должны быть созданы бассейновые советы и национальный совет по воде. Ничего этого тоже нет. Таким образом, отведение участков сегодня происходит произвольно и спонтанно, а полноценное положение об отведении земель водного фонда находится на стадии разработки", — рассказала Казакова.
Она добавила, что сейчас идет инвентаризация законов и эксперты надеются, что эти недочеты будут устранены.