Выставка "Дети рисуют мир", открывшаяся в Россотрудничестве, направлена на поддержку детей Донбасса и Нагорного Карабаха. Ее цель — привлечь внимание мировой общественности к проблеме обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий.
В Донбассе дети гибли ежедневно
"Я из Горловки Донецкой области, приехала поделиться личной историей. Двое из четырех моих детей погибли в ходе войны — две дочки. Старшую снаряд разорвал пополам, сын, которому тогда было 2,5 года, получил инвалидность — тяжелейшие ранения глаз, лица, ожоги, осколочные ранения, а мне оторвало руку", — рассказала представитель вдов и матерей Донбасса Анна Тув, вспоминая тот день, когда снаряд попал в ее дом.
Младшую дочь она рожала под обстрелом, даже на учет встала только за день до родов, потому что знала — в первую очередь бомбят детские поликлиники, больницы, детские сады и детские площадки. А близкая подруга Анны осталась дома и потеряла сразу троих детей — во время обстрела спрятала их в ванной, но именно туда попал снаряд.
"И таких историй очень много. Мы детей отправляли в школу с бейджами, на которых была указана группа крови и фамилия, чтобы можно было помочь или опознать. И регулярно бывало, что отводишь ребенка в школу в 8 часов, а в 9 бежишь за ним, потому что начинается обстрел. Дети все зеленые от страха по коридорам и под партами прячутся — никаких бомбоубежищ же не было. А больше 300 детей у нас остались инвалидами, без рук и ног", — говорит она, добавляя, что всем им нужна реабилитация, потому что психика у них искалечена.
Женщина вспоминает, что, когда были заключены первые Минские соглашения, люди поверили, что это конец войны, и вернулись в свои дома. Семья Тув тоже снова завела коров и свиней, но потом обстрелы возобновились, а дом был разрушен до фундамента. Все, что происходило и до сих пор происходит у нее на родине, Анна Тув называет настоящим геноцидом.
Выставка не про детей, а про ответственность взрослых
Первыми детские рисунки посмотрели руководитель Россотрудничества Евгений Примаков и заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова. Начиналась выставка в фойе и уходила в конференц-зал.
Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков и заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова на открытии выставки "Дети Донбасса — детям Карабаха"
© Sputnik / Евгений Одиноков
"Под каждым рисунком нужно сделать табличку, чтобы было видно, кто именно его нарисовал и откуда это ребенок родом. Потому что ребенок из Москвы и ребенок из Горловки об одном и том же говорят иначе", — отметил Примаков, рассматривая детские работы.
"Я считаю открытие выставки детских работ, которые стали жертвами политических интриг взрослых, важным и страшным событием. Это выставка не просто про художественные произведения, не просто про рисунки, это про ответственность взрослых, которые призваны защищать будущее своих детей. И про те обязанности, которые они не исполнили, которыми они злоупотребили", — сказала Анна Кузнецова.
Она обратила внимание на то, что, рассматривая рисунки, "мы видим, что дети мудрее взрослых". Они не рисуют свой город, свой дом, они рисуют планету, понимая, что мир в их доме зависит от мира на планете. "Мне бы хотелось, чтобы и в нашей стране и во всем мире эти детские призывы в рисунках были услышаны", — отметила бывший Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка.
Первая жертва войны — девочка Виктория
Первой гражданской жертвой 44-дневной войны в Нагорном Карабахе стала 8-летняя девочка Виктория из города Мартуни, рассказал советник министра иностранных дел непризнанной НКР Арсен Мелик-Шахназаров. Утром 27 сентября 2020 года ее родители Анаит и Игорь Геворкян проснулись от звуков выстрелов, поняли, что началась война, и в суматохе не придали значение словам дочери, которая захотела посмотреть на птицу.
Советник министра иностранных дел непризнанной НКР Арсен Мелик-Шахназаров
© Sputnik / Евгений Одиноков
"А этой "птицей" оказался беспилотник. Именно на него побежала смотреть во двор девочка и тут прогремел взрыв. Выбежавшие следом за ней мама с младшим братом Арцвиком на руках получили осколочные ранения. Началась суматоха, паника. Девочка была вся в крови и еле дышала. Родители пытались дочку спасти, добрались до автобуса в надежде быстро доехать до ближайшей больницы, но в салоне Вика перестала дышать", — рассказал о трагедии одной армянской семьи Арсен Мелик-Шахназаров.
Спасти как можно больше детей
"Смысл сегодняшней выставки не просто в том, что картинки, нарисованные детьми Донбасса для детей Карабаха, повисят в здании Россотрудничества. Дело в истории детей, которые стоят за этими картинками, которые, к сожалению, видели и видят войну. Это не рисунки благополучных деток, которые находятся безопасности. Это что-то очень пережитое и то, что болит", — считает Евгений Примаков.
Он называет авторов выставленных работ не чужими детьми и говорит, что "мы, страна, общество не можем стоять в стороне, зная, что эти дети погибают, что их калечит нынешнее украинское государство".
"Поэтому эта акция не должна закончиться одной выставкой, а совместными усилиями — нашими, государства, общественности, неправительственных организаций, мы должны остановить войну, спасти как можно больше детей. А желательно всех", — заключил глава Россотрудничества.
После открытия выставки в конференц-зале прошел круглый стол, на котором много говорилось о необходимости выработать механизмы и алгоритмы по обеспечению безопасности детей в зонах боевых действий, продумать программу физиологической реабилитации и психологической адаптации пострадавших детей, внедрить ее, и впредь обеспечивать безопасность детей в зонах конфликтов.
Также было решено устроить ответную акцию — посвятить рисунки детей Карабаха детям Донбасса. А еще поступило предложение высадить в Ереване или Степанакерте "Аллею ангелов", собрав саженцы со всей планеты, и дать каждому дереву имя погибшего ребенка. Чтобы память о каждой загубленной жизни не стерлась с лица земли.