Маневры военно-воздушных сил талибов в приграничной провинции Балх не являются приоритетной государственной необходимостью и угрожают таджикскому населению Афганистана. Это недобрый знак для сопредельных стран Центральной Азии.
Талибы восстанавливают боевую авиацию, невзирая на значительные социально-экономические и гуманитарные проблемы Афганистана. 29 ноября в провинции Балх (граничит с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном) состоялись первые учения военно-воздушных сил "эмирата". Были задействованы многоцелевые вертолеты Ми-17 и MD-530F.
Локация учений ВВС на севере страны кажется неслучайной — местное население (преимущественно этнические таджики) не смирилось с новой властью, а соседний Таджикистан наиболее жестко и непримиримо требует от талибов формирования инклюзивного правительства и соблюдения прав граждан Афганистана.
На фоне этого события представитель ВВС Амануддин Мансур призвал афганских летчиков, бежавших из страны, вернуться и продолжить работу на родине. Атаулла Омари — военачальник "Талибана"* в провинции Балх подчеркнул, что новая власть готова применить ВВС для борьбы с сопротивлением "в любой части Афганистана". Временный министр обороны мулла Мохаммад Якуб ранее заявил, что формируются новые ВВС, которые не будут нуждаться в какой-либо иностранной поддержке. Последнее утверждение кажется наиболее спорным, ведь собственного производства авиатехники в Афганистане нет.
Сколько исправных и поврежденных летательных аппаратов осталось в стране, точно неизвестно. По информации рейтинга Global Firepower, в начале 2021 года афганские ВВС располагали 193 вертолетами и 77 самолетами. После падения республиканского правительства в Кабуле американские СМИ сообщили, что трофеями талибов стали 22 легких турбовинтовых штурмовика EMB-314 Super Tucano, четыре транспортника C-130H Hercules, 24 легкомоторных самолета Cessna и 18 PC-12, 30 многоцелевых вертолетов Black Hawk, шесть вертолетов Ми-35 и 76 бортов Ми-17, а также 41 легкий боевой вертолет MD-530F. Ранее сообщалось о 48 трофейных летательных аппаратах.
Запас прочности
Известно, что в июле 2021-го правительственная армия Афганистана располагала 56 вертолетами Ми-17В-5, боеспособными из которых оставались всего 32. После падения проамериканского правительства в Кабуле более 140 афганских военных летчиков на самолетах PC-12, вертолетах Black Hawk и Ми-17 бежали вместе с семьями в Узбекистан и Таджикистан (всего 585 человек и около полусотни машин). Впоследствии США помогли им перебраться на постоянное место жительства в другие страны.
Возвращение успешных коллаборационистов и угнанных машин в Афганистан маловероятно. Аналогичная массовая "миграция" наблюдалась в Ираке в 1991 году, когда более 130 самолетов иракских ВВС спаслись от американской "Бури в пустыне" на авиабазах соседнего Ирана. В итоге Тегеран принял на вооружение достаточно современные Су-25К, Су-24МК, МиГ-29, Ил-76 с комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, Dassault Mirage F1. О "возвращении" каких-либо самолетов и вертолетов из Узбекистана и Таджикистана в Афганистан информации нет, хотя талибы требовали этого.
Насколько могут быть боеспособными, опасными для мятежных сограждан или соседних стран военно-воздушные силы новой афганской власти? Запаса прочности исправных машин хватит на несколько месяцев. Особенно неприхотливы вертолеты Ми-17 российского производства, поставленные ранее из США. Горючего и боеприпасов в стране достаточно. Военных летчиков и техников можно нанять на международном рынке такого рода услуг (ЧВК). Даже если у талибов в распоряжении всего два десятка боеспособных летательных аппаратов, чисто гипотетически этого достаточно для поддержки с воздуха боевой операции в любой географической точке страны или на правом берегу Пянджа. Ударную мощь пары вертолетов Ми-35 представить несложно. Вероятны проблемы с продовольствием в стране, но финансирование боевых действий — высший приоритет.
Заметим, в Афганистане имеется стабильный источник валютных поступлений — поля опиумного мака. В среднесрочной перспективе, в 2022–2023 годах, военно-воздушные силы талибов будут представлять угрозу для вероятных противников, включая конкурирующие группировки. И все же, если вспомнить опыт эксплуатации авиатехники талибами "первого пришествия", прогноз боевой устойчивости ВВС неблагоприятный.
После падения правительства Мохаммада Наджибуллы в 1992 году моджахедам досталось немало машин ВВС. После победы над моджахедами и захвата Кабула талибы в 1996-м завладели несколькими истребителями МиГ-21МФ и Су-22, транспортными самолетами разных типов и учебными L-39, а также вертолетами Ми-8. Вскоре вся техника пришла в негодность из-за отсутствия квалифицированного технического обслуживания. Очевидно, новым ВВС талибов "второго пришествия" летать осталось недолго. США следят за рынком запчастей для вертолетов американского производства и всячески препятствуют их поставкам в Афганистан. Судьба Ми-17 российского производства столь же непроста. Приоритет России — безопасность союзных стран Центральной Азии.
Оперативная обстановка
Мощный взрыв прогремел 30 ноября в Кабуле, неподалеку от школы в районе Дар-уль-Аман, ранены два талиба. Узнаваемый почерк боевиков "Исламского государства"**, которые в ноябре напоминали о своем присутствии в столице Афганистана едва ли не ежедневно. В восточной провинции Нангархар боестолкновения талибов с отрядами ИГ сегодня продолжились.
С другой стороны, после захвата власти талибы за три месяца казнили без суда и следствия не одну сотню военнослужащих бывшей правительственной армии. Как бы ни называли военно-религиозное движение на переговорных площадках за рубежом, террор в Афганистане продолжается и вызывает сопротивление населения.
Российский президент Владимир Путин призвал разблокировать средства Афганистана в европейских банках, чтобы помочь мирному населению и решить гуманитарные проблемы. При этом РФ и ее союзники в Центральной Азии готовятся к любому развитию событий южнее Пянджа. Так, военнослужащие 201-й российской базы в Таджикистане завершили подготовку к зимнему периоду обучения, который начинается 1 декабря. В планах на предстоящее полугодие — около 40 учений с привлечением мотострелковых, артиллерийских, авиационных подразделений и штатной боевой техники. Кроме того, на таджикских полигонах Ляур и Самбули пройдут занятия специалистов радиационной, химической и биологической защиты, связи, радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны, подразделений артиллерии, разведки, инженерных войск.
*Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.
**Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и других странах.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram.