Для кыргызстанцев вопрос стоимости горюче-смазочных материалов один из самых важных. Поэтому Sputnik Кыргызстан разбирался, каковы ситуация на топливном рынке и прогнозы по стоимости бензина и дизтоплива.
Как растут цены на бензин и дизтопливо в Кыргызстане
В этом году стоимость горюче-смазочных материалов значительно выросла. Сравним цены в одной из сетей АЗС на начало года и на 7 декабря.
Сравнение цен на ГСМ в одной из сетей АЗС, в сомах за литр
Литр дизтоплива подорожал на 21 сом, а бензин еще больше.
Причины роста
Цены растут не только в Кыргызстане. Как рассказал директор Союза нефтетрейдеров Заур Кипкеев, мировой рост цен вызван повышением стоимости нефти.
"Немного не рассчитали с тем, как быстро экономики стран будут восстанавливаться после пандемии. Локдауны начали повсеместно и быстро отменять. Экономики стали восстанавливаться, в результате выросло энергопотребление. Никто это не спрогнозировал", — пояснил он.
Еще одна причина повышения спроса — переход на "зеленую" экономику, когда уголь заменяют в том числе на нефтепродукты, добавил Кипкеев.
Также ранее сообщалось, что в начале октября произошел резкий рост отпускной стоимости ГСМ на нефтеперерабатывающих заводах России — более чем на 100 долларов за тонну (по сравнению с сентябрьскими ценами). На это повлияли два фактора — увеличение спроса и ограничение предложения. Казахстан закупил для покрытия дефицита около 150 тысяч тонн нефтепродуктов на российских НПЗ. Два крупных завода, Омский и Орский, тем временем закрылись на ежегодный плановый ремонт.
Прогноз на этот год — рост цен продолжится
Кипкеев сказал, что по предыдущим контрактам закупка была дорогой, поэтому до конца декабря возможен рост розничных цен. Он отметил, что трудно сказать, на сколько вырастут цены, но сейчас у нефтетрейдеров минусовая маржа — доходит до 7-10 сомов за литр. На вопрос, ожидается ли рост именно на столько, глава Союза нефтетрейдеров ответил так: "Рост цен может происходить постепенно, они у нас резко не повышались. Нефтетрейдеры стараются учитывать экономическую ситуацию в стране".
О том, что розничные цены ниже себестоимости, сказал и Канатбек Эшатов, директор другого профильного объединения — Ассоциации нефтетрейдеров. Он полагает, что до конца года тенденция роста сохранится, так как цены не достигли уровня себестоимости: по бензину это еще 7 сомов, а по дизтопливу — 12. Например, за последнюю неделю топливо подорожало на полтора сома.
"На 5-6 сомов подорожание по каждому виду, наверное, будет", — ответил Эшатов на вопрос, на сколько могут вырасти цены до конца года.
Есть ли дефицит ГСМ в Кыргызстане?
Ранее были жалобы, что на некоторых автозаправках нет определенных марок топлива. Но сейчас проблем с горюче-смазочными материалами нет, рассказали главы обоих объединений нефтетрейдеров.
Прогноз на начало следующего года
Глава Ассоциации нефтретрейдеров отметил, что идет незначительное снижение цен у поставщиков, но, с другой стороны, розничные цены еще не достигли себестоимости.
"О следующем годе мы можем говорить только 1 января, когда российские заводы выставят нам оптовые цены", — сказал Эшатов.
Примерно так же ответил и Кипкеев. Глава Союза нефтетрейдеров отметил, что сейчас нефть немного дешевеет и отпускные цены на ГСМ снижаются примерно на 20-30 долларов.
"Все зависит от ситуации на внешних рынках: если снижение цен на нефть будет длиться месяц-полтора, это отразится на отпускных ценах", — сказал Кипкеев.
Он отметил, что рано делать прогнозы на цены в январе, так как рынок нефти колеблется, но выразил надежду, что в начале следующего года произойдет традиционное небольшое снижение оптовых цен на ГСМ.
"Обычно в январе и феврале минимальные цены, так как снижается спрос. Так было из года в год. Нефтетрейдеры стараются закупиться в это время, чтобы дальше сдерживать цены. Надеемся, что в январе-феврале отпускные цены снизятся. Но это надежды, а не прогнозы", — пояснил Кипкеев.
Однако он сделал важное примечание: если даже отпускные цены снизятся, это не сразу отразится на рознице. Дело в том, что нефтетрейдеры должны покрыть убытки за то время, когда они держали цены ниже себестоимости.
Необходимо учитывать и цены на нефть, и прогноз по ним. Мнение по этому вопросу высказал доцент кафедры экономической теории Российского экономического университета (РЭУ имени Плеханова) Олег Чередниченко. Он напомнил, что после заявления ВОЗ о новом штамме коронавируса снизились мировые цены на нефть, но это не отразилось на стоимости топлива в Кыргызстане. Он продолжил, что ВОЗ и руководство США заявили, что "омикрон" не так опасен, как предполагалось.
"Поэтому вероятность возврата цен на черное золото к ранее достигнутым годовым максимумам весьма высока. Вместе с тем сохраняется вероятность продолжения ценовой гонки на ГСМ для Кыргызстана", — добавил экономист.
Акциз и госрегулирование
В октябре нефтетрейдеры заявили, что инструментарий сглаживания стоимости топлива полностью исчерпан и единственный механизм, который способен зафиксировать розничные цены до конца года на уровне октября, — это временная корректировка системы налогообложения нефтепродуктов. Предлагалось с 1 ноября по 31 декабря снизить ставки акцизного налога на бензин и дизтопливо, а также временно освободить поставки ГСМ от налога на добавленную стоимость.
Но, как рассказал Эшатов, власти не пошли на этот шаг, цены будут расти. Кипкеев в свою очередь отметил, что сейчас уже поздно говорить о снижении акцизов.
"Надо было делать это на декабрь-январь. Но декабрь уже начался, и я сомневаюсь, что кто-то будет заниматься этим вопросом в январе", — пояснил Кипкеев.
20 ноября власти Кыргызстана сообщили, что планируют ввести государственное регулирование цен на ГСМ. Соответствующее постановление кабмина вынесло на общественное обсуждение Министерство экономики.
Однако главы двух объединений сомневаются в эффективности данного шага.
Эшатов, например, сказал, что не может это прокомментировать.
"Мы не знаем, как они собираются вводить госрегулирование. ГСМ полностью импортный товар, и они не могут влиять на начальную цену. Могут определить предельную, но если она будет ниже себестоимости, никто не будет работать", — сказал глава ассоциации.
Кипкеев также заметил, что процесс госрегулирования непонятен, об этом они говорили госорганам.
"Это же 100-процентный импорт, каким образом будет идти госрегулирование? Например, с углем можно поставить цену в 3 тысячи, так как его добывают в стране. С бензином такое не получится. Если государство гарантирует отпускные цены и с Россией договорится, что по определенной стоимости будет поставляться, то, думаю, нефтетрейдеры не будут против", — добавил директор Союза нефтетрейдеров.