В школах Кыргызстана появились новые факультативные курсы по регионоведению. С этой целью специалисты Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии "Большой Алтай" Алтайского государственного университета, а также эксперты из кыргызских и казахстанских вузов разработали методические пособия для педагогов. Ученики выбирают один из десяти курсов и подробно изучают историю, культуру, экономику и другие векторы развития тюркских народов. Об этом сообщили авторы курсов.
По словам экспертов, сегодня на территории макрорегиона Большой Алтай проживают представители около 200 национальностей и располагаются несколько современных государств, в том числе Кыргызстан. Все страны макрорегиона объединяет богатое культурное наследие тюркских народов, которое важно сохранить и передать следующим поколениям.
Ученые Центра алтаистики и тюркологии "Большой Алтай", а также из кыргызских и казахстанских вузов разработали подробные методические рекомендации для педагогов школ. С помощью документа преподаватели смогут организовать занятия по регионоведению. Ученики смогут выбрать любую из десяти тем: страноведение, искусство, эпос, география, культура общения в социальных сетях и другие.
"В Кыргызстане не хватает учебных пособий. В этом ключе богатый теоретический и практический материал из разработанных рекомендаций, а также система заданий и упражнений помогут учителям усовершенствовать свои методические приемы и поспособствуют росту их педагогического мастерства", — рассказала директор школы-гимназии № 24 Бишкека Анара Абдураимова.
Разработанные программы предназначены для 11-х классов школ. Педагоги, которые преподают курс, получили не только готовый план занятий, но и важные рекомендации от экспертов: как создать оптимальные условия для развития способностей учеников, их творческого и интеллектуального потенциала, а также в каком пространстве организовать и проводить занятия, чтобы ученикам было удобно и они были замотивированы получать новые знания. Кроме того, в документе уже есть готовые задания для домашних, самостоятельных работ и контрольно-измерительные материалы.
"Структура и содержание кейса помогают в подготовке по многим учебным дисциплинам: истории, географии, литературе. Кроме того, на факультативах можно дать более профильную и углубленную программу по этим предметам, которая отвечает интересам и способностям учеников", — отметила Абдураимова.
Например, программа факультативного курса "Искусство народов Центральной Азии" для 10-го класса опирается на знания учащихся по истории и традициям своего народа. На занятиях по этому направлению школьники более подробно изучат искусство российских, казахских, кыргызских и монгольских народов: национальную письменность, орнаменты и их значения, творчество художников и в целом традиции изобразительного искусства в странах Большого Алтая.
Чтобы учителям было проще разобраться с новыми предметами, для них в АлтГУ организовали трехдневные курсы в режиме онлайн. По данным организаторов, заявки на методические рекомендации по регионоведению Большого Алтая поступили из 42 школ, 15 вузов и трех колледжей республики.
"Образовательные технологии, которые применяют в реализации факультативных курсов, отличаются лично-деятельностным подходом. Педагоги ориентируются на личность ученика", — подчеркнула Анара Абдураимова.
Это значит, что ученики воспринимают знания не в готовом виде, а в процессе самостоятельной деятельности. Они открывают новые знания через систему заданий, направленных на развитие мышления, коммуникативных навыков, поисковой деятельности и личности в целом.
На факультативах школьники научатся проводить исследования и создавать проекты, работать в команде, ясно и логично излагать свою точку зрения, отличать факты от суждений. Для реализации познавательной и творческой активности школьника используют виртуальную реальность, геймификацию и искусственный интеллект. Кроме того, в каждой программе есть свой список дополнительной литературы и интернет-ресурсов, который педагоги выдают школьникам.