Павел Федотов пришел в спорт в 1984 году. Достиг звания мастера спорта международного класса, стал заслуженным тренером КР. В начале 90-х вел спортивную программу "Пирамида плюс". К тому же он автор и режиссер художественных фильмов о спорте "Лунная дорожка" и "Сборная команда". В первой картине он исполнил главную роль. А еще написал книгу "Мудрость воина. Сборник медитативных притч о неуязвимом мастере Цзи Ши".
К слову, в сентябре 2021-го его ученица Валентина Шевченко шестой раз защитила титул чемпионки UFC, победив американку Лорен Мерфи.
— Павел, вы наша большая гордость, большая звезда. В начале девяностых я смотрел фильм, правда, плохо его помню уже, — "Лунная дорожка". То есть это говорит о вас как о развитом в разных направлениях человеке — творческом, спортивном. По-моему, вы еще и пишете.
— Ну знаете, если говорить об этом фильме, в тот период у меня была программа "Пирамида спорт". Были ребята — в основном ученики, потом журналисты, которые тоже тренировались у меня, и в тот период нужен был небольшой толчок, так как каратэ было запрещено в Советском Союзе. И чтобы дать толчок боевым искусствам, выйти из подполья, чтобы люди о них узнали, в первую очередь дети, мы сделали программу с юмором. Рубрика называлась "Самооборона": мы ставили небольшие интересные драки и прочее. И детям, и молодым ребятам это действительно нравилось. Кто-то приходил тренироваться. До сих пор многие мне пишут: "Благодаря вашим программам я стал заниматься".
Потом пришли к фильму "Лунная дорожка". Была такая идея: ребята решают переплыть озеро Иссык-Куль, тренируются, попадают в переплет и так далее.
— Снимали тоже на берегу Иссык-Куля?
— Да, на севере и юге, в разных местах.
— Пришла слава, вы снимали передачу. Как вы жили в тогдашнем Бишкеке? Вас узнавали, к вам подходили, здоровались, просили автограф?
— Тогда существовали только два канала — Центральное ТВ и "Пирамида", и все. Сейчас же их сотни, каждый может выбирать, появился интернет. А раньше из всех развлечений были эти два канала. Естественно, как только вышли программы "Пирамида спорт", это было необычно для всех. Для детей в первую очередь это было увлекательно. Поэтому да, конечно, узнавали в то время, многие здоровались на улице, улыбались. Программа была позитивная, она несла что-то светлое, спортивное.
— А теперь возвращается та слава, только, наверное, в 38-тысячекратном размере?
— В какой-то мере да, потому что Валентина и Антонина делают успехи. Они как люди интересные много путешествуют, развиваются. Антонина — пилот. Помимо этого, обе — бойцы UFC и многократные чемпионки мира. Да, это приятно. У нас много друзей, много единомышленников и людей, которые смотрят на Валентину и Антонину, хотят повторить их путь, стать такими же гибкими, сильными и разносторонне развитыми. Считаю, что в Кыргызстане это возможно.
ММА у нас появился в 1994 году в двух направлениях. Во-первых, открылась Федерация панкратиона, во-вторых, Турусбеков создал национальный вид спорта — кулатуу, то же самое, что ММА. Мало того, он его внедрил в систему физкультурного института, то есть человек может получить высшее образование по ММА. Кстати, практически нигде нет такого. Естественно, в Кыргызстане всегда была популярна борьба (курош), наш народ любит все связанное с боевыми искусствами. Помню, какие бы турниры ни проводили в разных боевых организациях, всегда было много зрителей. Президент федерации Эмиль Токтогонов вместе с Русланом Кыдырмышовым уже много лет проводят турниры и собирают много бойцов и народу.
Что такое ММА? Это на самом деле мечта. Наша мечта была, скажем, 30-35 лет назад, когда мы занимались разными видами спорта, — иметь какой-то универсальный стиль, который даст возможность человеку быть разносторонне развитым, чтобы он мог бороться и биться. И мы имеем такой стиль сегодня — это ММА. Соответственно мы это развиваем, он очень популярен. И в Кыргызстане много бойцов, которые могут и делают это. Во-первых, они звезды здесь, у нас, их многие знают. Их цель: пробиться в мощные и большие промоушены — азиатские, европейские или американские — и уже делать карьеру.
— К вам обращаются из Кыргызстана с просьбами продвинуть, познакомить, завести связи?..
— Путь профессионального бойца — это процесс. Чтобы попасть в UFC, мы сначала работали в России, девушки выступали там в профессиональных боях. Потом, когда практически не осталось соперниц, уехали в Голландию на несколько месяцев, потом жили в Перу восемь лет. Они выступали во многих странах: Бразилия, Уругвай, Парагвай, Аргентина, практически везде. Вот такой вот путь для того, чтобы потихоньку прийти в UFC. Это долгий путь. Сейчас бойцам гораздо легче, они видят, как можно действовать. Нужно быть ярким, не стесняться, вести соцсети, то есть делать то, чтобы стать узнаваемым.
— В начале 2000-х смотрибельным был бокс, и все записывались в боксерские секции. Теперь это ММА. Не идем ли мы, по вашему мнению, к кровавому виду спорта, который в конце концов выльется в гладиаторские бои насмерть?
— Думаю, нет. Да, ММА возникли как турниры, допустим, боксеров против борцов. Хотелось узнать, какой стиль наиболее эффективный, кто лучше, быстрее. И это были жесткие бои. Первые кулатуу какими были? Можно было бить головой, коленями в партере. Сейчас этого нет, потому что отобрали техники, которые не наносят явного урона здоровью. Понятно, в ММА много техник удушения, но есть рефери, который наблюдает за крайними позициями. За этим внимательно следят профессионалы.
Еще раз хочу повторить, МММ — это универсальный стиль, то есть у человека не остается никаких комплексов в плане боевых искусств. Если человек — борец, он думает: "Я не умею боксировать"; если человек — боксер, он думает: " Я не умею бить ногами", и так далее.
ММА же решил этот вопрос. Человек развивается гармонично — он умеет бороться, боксировать, работать ногами. То есть получает полное развитие.
— Жизнь в Перу — это практически жизнь в джунглях. Вы даже, по-моему, ловили пираний и пробовали их жарить. Каково для человека, который всю жизнь провел в Кыргызстане, оказаться в такой местности?
— В Перу многое другое — культура, люди, история другая. Мы жили в Лиме, это большой город, он находится на побережье Тихого океана. Я много занимался серфингом, бодибордом, проводил много времени в океане. Но, как в любом большом городе, там тяжело находиться долгое время. Поэтому мы купили участок земли в маленьком индейском поселке на реке Амазонка в сельве — джунглях. Много времени проводили там. До этого города нельзя добраться на машине, потому что нет дорог, можно только прилететь на самолете, или долго добираться по Амазонке, или спускаться с гор и по реке несколько дней. И то, мы жили не в городе, а в поселке. Около часа нужно было добираться до города. Получился интересный жизненный опыт. Не было электричества, свет шел от мотора, работал только с шести до девяти вечера, потом только свечка. Интернета не было — только живое общение с людьми в поселке. Перуанцы считают себя этническими жителями, то есть племя какама.
Мы тренировались на природе, иногда приезжали ребята из других стран, например, из Аргентины был парень, Мартин Гиль, потом он стал чемпионом мира. Из Израиля приезжали, из Лимы. Местных несколько было, которых мы тренировали. Когда не было тренировок, брали лодку, уходили в джунгли, охотились.
— Не могу не спросить о случае с перестрелкой. В баре, по-моему, это произошло.
— Вошли четыре человека, нужно было предпринимать какие-то действия, а у меня оружие было.
— Это были грабители?
— Да, все были вооружены. Произошло, как произошло. К сожалению, четвертого человека я не заметил — в тот момент он вел прицельный огонь по мне. Одна пуля попала рикошетом, вторая навылет. Я был тогда с Валентиной. Но все обошлось, пришлось в госпитале полежать.
— Местные правоохранители, власти какую-то благодарность вам выразили?
— И в США, и в Перу есть закон: если человек зашел с оружием, ты имеешь право применить оружие без разговоров.
— Как пришли к этому решению? То есть все произошло на автомате, чтобы защитить людей?
— Мы же воспитывались в Кыргызстане. У нас есть принципы, правила — если что-то происходит, нельзя быть сторонним наблюдателем, надо что-то делать.
— То есть видеть и не исполнить должное, по-вашему, трусость?
— Обязательно нужно что-то предпринимать. Если сидеть и ничего не делать, это неправильно.
— Вы бы потом себя корили за это.
— Конечно.
— Когда вы выходите к октагону, сопровождаете Антонину или Валентину, у вас такое спокойствие на лице, какая-то ухмылка, будто вы разгадали секрет и никому его не раскрываете. С чем связано такое спокойствие?
— Наверное, это просто опыт. В единоборствах я уже очень давно. И надо понимать, что ничего не исправишь, какое бы выражение лица у тебя не было. Все решают техника, подготовка спортсменов. Нужно держать себя в руках, чтобы видеть картину боя. Потому что ты тренер, между раундами должен правильно подсказать, держать себя в руках, чтобы понимать и оценивать все трезво. Поэтому лишние эмоции здесь не нужны. Очень много слов сказано до боя спортсмену. Тем более когда он тебя давно знает, понимает с полуслова. Твоя задача — просто видеть, что нужно делать, чтобы победить. Это MMA, это сложные бои.
— Ваши лицо и спокойствие говорят о том, что вы уверены в своих подопечных?
— Я стараюсь, конечно, в них верить, но к каждому сопернику нужно относиться очень серьезно. Нет слабых соперников, тем более в UFC, там все очень сильные. Поэтому нужно быть собранным, сосредоточенным и, как тренеру, видеть картину боя.
— А что вы говорите перед поединками Антонине и Валентине?
— Только по технике, что они должны делать, как должны видеть общую картину, как я вижу соперницу, как она настроена. Допустим, что должна сделать Валентина в первые секунды боя или потом. Как распределить силы, как построить тактически. Самое главное — на любой бой есть тактика. Кто-то больше борец, кто-то больше ударник. Валентина — опасный соперник. Вдруг у оппонента появится страх и он сделает что-то необычное? Видел бои, когда кто-то выходит и неожиданно прыгает? Что-то такое может произойти. Кто-то бьет — дали команду, и он сразу наносит удар. Нужно быть ко всему готовым.
— Что вы хотели бы пожелать или выразить то, о чем я не спросил, забыл, не знал?
— Думаю, ты очень подробно все расспросил. Хочу всем нашим ребятам, всем, кто тренируется, всем бойцам, всем тем, кто занимается спортом, пожелать идти вперед, добиваться целей, чтобы все было хорошо, чтобы было крепкое здоровье, чтобы сопутствовала удача и чтобы были позитивными.
По теме: