Полный комментарий эксперта слушайте в аудиоверсии.
В беседе на радио Sputnik Беларусь он отметил, что есть важный момент, который позволяет ученым, экспертам и политикам, занимающимся проблематикой постсоветского пространства, делать выводы о происходящем на белорусском направлении, и на российском, и на казахстанском.
"Помимо общего прошлого, когда мы говорим о Беларуси, России и Казахстане, мы говорим о том, что это три модели, которые в представлении условного Запада не стали демократическими, но и не стали классическими авторитарными государствами. Это модели, где власти и общество, двигаясь в разные стороны, сумели остановиться на неком квазицентральном положении, когда свобода выражения собственного мнения есть, но это выражение уже не позволяет обосновывать и реально работать на уничтожение национальной государственности", — сказал Межевич.
По его словам, после протестов 2020 года в Беларуси стал очевидным целый ряд новых технологических приемов.
"В их числе управление протестами через интернет, отсутствие одного управляющего центра и другие методики, о которых было понятно, что при удобном случае они будут отрабатываться и в России, и в других постсоветских странах. Если оппозиция обменивается своим опытом, то и власть обменивается своим. Реакция белорусских оппозиционеров, сидящих в Вильнюсе и Варшаве, на протесты в Казахстане очень экономичная — они берут свои старые заметки, убирают упоминания о Беларуси, добавляют упоминания о Казахстане и запускают в telegram-каналы… Образно говоря, колпачок от белорусских протестов сейчас прикручивается на казахскую землю. И я не удивлюсь, если мы узнаем, что власти и компетентные органы Казахстана формально или неформально проконсультируются у белорусских коллег по поводу того, как там у вас было", ― сказал эксперт.
Он считает, что события в Казахстане не выйдут из-под контроля.
"Однако есть уверенность, что современная ситуация для всего постсоветского пространства такова, что как только власть и политическая элита считают, что все хорошо и управляемо, обязательно что-нибудь происходит. Случай Беларуси был хотя бы понятен своим масштабом — прошли выборы. В случае с Казахстаном причина формальная — цена на газ. Однако здесь вопрос, насколько республика суверенна в выставлении цены на газ на внутреннем рынке. Дело в том, что, в отличие от России, основные газодобывающие и газоперерабатывающие компании Казахстана находятся в смешанной форме собственности, то есть представляют собой структуры западного капитала в Казахстане, и часть газа уходит на более премиальные рынки. Это, может быть, даже адекватный повод для протестов, но причины, конечно, в общих политических процессах, которые проходят сейчас и в Казахстане, и в Беларуси, и в России. Это желание некоторых политических кругов подтолкнуть транзит власти в ту сторону, которая кажется им лучшей", — сказал Межевич.
Все, что связано с ситуацией в Казахстане, читайте в отдельной теме на сайте Sputnik Кыргызстан.