БИШКЕК, 16 янв — Sputnik. США и КНР находятся в одном шаге от военной катастрофы, если учесть инцидент двадцатилетней давности, когда китайский реактивный самолет столкнулся с американским разведчиком, пишут "Известия" со ссылкой на The Economist.
Издание напомнило, что 1 апреля 2001 года над Южно-Китайским морем истребитель J-8II ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) столкнулся с американским самолетом-разведчиком ЕР-3. Китайский пилот погиб, его воздушное судно развалилось на части. Сильно поврежденный американский борт с 24 членами экипажа добрался до китайского военного аэродрома на острове Хайнань и приземлился без официального разрешения.
Эта ситуация стала испытанием для президента США Джорджа Буша, который к тому моменту занимал должность менее трех месяцев. Экипаж самолета-разведчика был освобожден через 11 дней после того, как американский посол в Пекине Джозеф Пруэр направил правительству КНР письмо, где говорилось, что Соединенные Штаты "очень сожалеют" о смерти китайского пилота. Также отмечалось, что ЕР-3 совершил аварийную посадку ради спасения экипажа и что Вашингтон сожалеет о посадке без разрешения. Власти Китая приняли это письмо в качестве официального извинения.
"В 2001 году оба правительства пошли на риск, чтобы положить конец противостоянию. (...) Несмотря на все требования к Америке прекратить наблюдательные полеты вблизи Китая, партийные руководители дали понять представителям администрации Буша, что хотят заключить сделку в интересах более широких двусторонних отношений. Примечательно, что Китай хотел вступить во Всемирную торговую организацию и провести Олимпийские игры 2008 года, а у США были рычаги влияния по обоим пунктам", — пишет издание.
В 2001 году Буш передал право разрешения этого кризиса новому госсекретарю Колину Пауэллу, прагматику с харизмой бывшего генерала и председателя Объединенного комитета начальников штабов, способного быстро принимать решения. Влияние Пауэлла оградило американских переговорщиков в Китае от политики Вашингтона. Два десятилетия спустя гораздо более пристрастные конгресс и СМИ в Соединенных Штатах наверняка осудили бы или воспрепятствовали бы любому компромиссу. Особенно такому, который был достигнут администрацией Буша, считает автор материала.
По мнению китайских ученых и аналитиков, сегодня наблюдаются некоторые позитивные изменения. Чжан Туошэнь, бывший военный академик и дипломат, эксперт по управлению кризисными ситуациями в Университете Гранд Вью (аналитический центр в Пекине), рассказал, что в 2001 году американцы обсуждали возможность уничтожения собственного самолета, чтобы сохранить его секреты, но отказались от этой идеи.
Чжань полагает, что современная мощь Китая должна сделать Америку более осторожной. КНР и США по-прежнему принципиально расходятся во мнениях о том, как избежать столкновений, а тем временем китайские пилоты становятся агрессивнее.
"С 2021 года самолеты-разведчики США и союзников зафиксировали несколько опасных сближений с самолетами НОАК. Некоторые из них, как говорят, находились в пределах 100 футов (30 метров). Когда поступают жалобы, Китай отвечает так: держитесь подальше. Надвигается катастрофа. Решить эту проблему в следующий раз будет гораздо сложнее", — заключает The Economist.