19 янв — Sputnik. Центральный банк России установил равные условия для граждан стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при приобретении полиса ОСАГО. Ранее при расчете стоимости полиса не учитывался стаж водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения.
Согласно праву ЕАЭС, государства-члены не должны применять дискриминационные требования в отношении получателей страховых услуг, однако все это время существовал барьер, значительно увеличивавший стоимость полиса (при его приобретении в России) для граждан стран — участниц союза.
Ранее водитель — гражданин любой из стран — участниц ЕАЭС при покупке полиса ОСАГО в России вынужден был значительно переплачивать. Причина в том, что при расчете стоимости полиса не учитывался водительский стаж, если у автомобилиста не было российских водительских прав.
Как пояснили Sputnik в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), до устранения барьера сумма переплат при оформлении полиса ОСАГО гражданами стран ЕАЭС, не имеющими российского водительского удостоверения, могла достигать 5 тысяч рублей (31,4 тысячи драмов, 169,3 Br, 28,5 тысячи тенге, 5,5 тысячи сомов).
"Многие, не только граждане стран — участниц ЕАЭС, но и россияне до сих пор либо не покупают полисы ОСАГО вовсе, либо покупают "липовые", — говорит заместитель главного редактора проекта "Мотор-1" Юрий Крюков. — Если их останавливает ГАИ, они отдают штраф меньше 1 тысячи рублей. Такие "встречи" происходят обычно нечасто, поэтому многие водители спокойно ездят без ОСАГО, а потом при аварии возникают проблемы с компенсационными выплатами. Хочется верить, что принятое Центробанком РФ решение действительно упростит гражданам стран — участниц ЕАЭС покупку полисов и позволит вывести ОСАГО в более легальное поле".
Отметим, сейчас в странах — участницах ЕАЭС действуют разные системы ОСАГО (кроме Кыргызстана, где закон об обязательном автостраховании до сих пор не принят). Договоры внутреннего страхования, заключенные в одном государстве, не действуют на территории другого. При выезде за пределы государства регистрации транспортного средства его владелец вынужден заключать дополнительный договор международного страхования "Зеленая карта" либо договор страхования в государстве въезда.
С 2014 года государства — члены ЕАЭС занимаются гармонизацией требований в сфере регулирования финансового рынка на основе международных принципов и стандартов и с учетом наилучшей международной практики. Так, в страховом секторе гармонизируются требования на базе наилучшей международной практики и основополагающих принципов страхового надзора Международной ассоциации страховых надзоров.
С марта 2020 года в силу вступило соглашение о гармонизации законодательства стран — участниц ЕАЭС в сфере финансового рынка. Оно определяет направления и порядок гармонизации законодательства в банковском, страховом секторах и секторе услуг на рынке ценных бумаг, надзорных требований и подходов к регулированию рисков.
Общий финансовый рынок должен начать функционировать после 2025 года по мере завершения гармонизации законодательства.
Юрий Крюков оценивает данную инициативу позитивно. "Опыт Европы показывает, что это может успешно функционировать — когда граждане одной европейской страны оформляют страховку у себя в стране и спокойно едут в соседние государства, ничего не боясь", — заключил эксперт.