"Кыргызстан — импортозависимое государство. Избежать всемирной тенденции повышения цен на нефть мы не можем, потому что 95 процентов ГСМ привозим из России. По сравнению с ноябрем цены на бензиновую группу в мире выросли на 110 долларов за тонну по минимальным котировкам. Если пересчитать это на литры, то в ближайшие недели мы ожидаем повышения стоимости бензина на 4 сома. Многие спрашивают, почему цены растут, если у Кыргызстана есть возможность беспошлинно ввозить бензин из России. Дело в том, что цены на топливо растут на российских НПЗ. Для других стран ежегодно устанавливаются экспортные таможенные пошлины. Так вот, только за счет беспошлинного ввоза в прошлом году мы сэкономили порядка 20 миллионов долларов", — отметил глава ассоциации.
"В стране существуют 11 крупных и мелких НПЗ. Согласно законодательству, мы обязаны модернизировать их до 2023 года и начать самостоятельно производить ГСМ. Завод "Джунда" должен начать работу благодаря китайским инвесторам, а вот, к примеру, у заводов в Токмаке и Кемине денег на модернизацию нет. Я считаю, что государство должно ввести "ручное" управление этими НПЗ, найти инвесторов, организовать ГЧП и обеспечить заводы нефтью. Если они начнут работать, все потраченные деньги вернутся", — заявил эксперт.