Я лучше знаю, я старше — беседа с психологом об ошибках в воспитании детей

Почти каждый из нас задумывается, как правильно воспитать ребенка. Читайте в материале, какие бывают типы воспитания детей и к чему они приводят.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Sputnik Кыргызстан побеседовал с педагогом-психологом центра "Бакыт ордосу" Айнек Муратбековой, которая рассказала о четырех правилах воспитания детей.
Педагог-психолог центра "Бакыт ордосу" Айнек Муратбекова
— В обществе часто муссируется тема воспитания детей, и люди обычно занимают две стороны. Первые выступают за консервативное и строгое воспитание, вторые считают, что нужно ребенка воспринимать как взрослого и уважать его мнение. Так какой же взгляд верный?
— Воспитательный процесс не бывает идеально правильным. Огромную роль тут играют семья, в которой живет ребенок; ценности, которые даются в ней; уровень доверия и, конечно же, социально-экономическая составляющая. Воспитание должно соответствовать этим и многим другим критериям. Обычно родители используют методы воспитания, которые сами видели или считают традиционными. Поэтому процесс воспитания бывает разным, и именно поэтому специалисты не могут советовать один универсальный и самый идеальный метод. Мы даем направление в воспитании, которое соответствует особенностям характера и поведения ребенка. А так как основой воспитания являются родители, то работаем прежде всего с ними. Воспитание начинается не с рождения ребенка, а с момента выбора супруга. На детей сильно влияют жизненные взгляды, образование, ценности, а также отношения родителей. Сильно также влияние генов и окружения. И в этой среде со временем человек меняется и развивается.
— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?
— Вообще, в воспитании существует шесть направлений, но чаще говорится о четырех — авторитарном, демократическом, либеральном и хаотическом. Так, например, в авторитарной семье безраздельно властвуют родители, которые переносят ответственность на детей. "Ты должен сделать", "я лучше знаю, потому что старше", "я тебе говорю" — именно такие фразы в приказном тоне чаще звучат в такой семье, а наказание следует даже за малейшую провинность. Кроме этого, такие родители указывают детям даже, кем им быть — врачом, учителем и так далее. Таким образом они реализуют через детей свои желания и мечты и транслируют им то, чего сами не смогли добиться.
В демократической семье есть свобода выбора, но это не значит, что ребенок может делать, что вздумается. Он воспринимается как индивид, и его мнение учитывается при принятии решений. Ему разрешается делать выбор, но при этом за ним ведется контроль, и он несет полную ответственность за поступки. Также детям предоставляются свобода, и их воспитывают в уважении к другим. Часто демократический стиль путают с либеральным.
Если рассматривать либеральный стиль, то тут детям не говорят "нет" — наоборот, им почти все дозволено: "пусть делает что хочет, ребенок же, позже научится чему надо". При таком стиле воспитания ребенок оказывается гиперопекаемым — например, если он упал, то родители бегут и сами поднимают его, не дают самостоятельности, потакают всем его прихотям. В итоге такой либеральный ребенок, взрослея, становится ведомым и неспособным принимать важные решения.
Так называемый хаотичный стиль воспитания возникает, когда супруги воспитывались в совершенно разных по укладу и взглядам семьях, соответственно это влияет на ребенка, так как каждый из родителей видит процесс воспитания по-своему. Нередко из-за этого возникают серьезные разногласия между родителями, поэтому не обсуждайте, как вы хотите воспитывать, при детях, потому что они могут получить психологическую травму. Дети очень чувствительны и принимают все близко к сердцу — они считают себя виновными в домашних скандалах. Недаром Зигмунд Фрейд писал, что проблемы взрослых начинаются в детстве.
Смотрим с детьми боевики, а поцелуев стесняемся — интервью с психологом из КР
— Достоевский говорил, что ребенок формируется до четырех лет и, взрослея, остается почти таким же. Как влияют на ребенка вышеописанные стили воспитания?
— Совершенно верно, воспитание дает о себе знать во взрослом возрасте. Так, дети, выросшие в авторитарной семье, став взрослыми, зачастую не понимают эмоций и поведения других людей. Более того, они вырастают неуверенными в себе. Таким детям в детстве никто не объяснял, из-за чего это или иное запрещено и почему в тех или иных ситуациях люди обращаются с ними по-разному. И хотя они внешне выражают согласие практически со всем, но на деле не могут понять, кто прав и кто виноват. Такие дети из-за отсутствия собственного взгляда не могут анализировать ситуацию и делать правильные выводы.
Также из-за того что родители не спрашивали их мнение, они могут воспринимать слова друзей или коллег как приказ к действию и часто не контролируют себя. Негативных качеств у таких людей много — пассивные на работе, слабые и очень агрессивные в повседневной жизни. В свое время у такого ребенка были свои желания, свой выбор, и он хотел говорить об этом и желал, чтобы его услышали, но родители не обращали на это внимания. Очевидно, что в таком случае у ребенка сильно повреждены эмоции, и это чувство невысказанности позже выливается в мощную агрессию и неспособность самостоятельно мыслить. Схожие результаты возникают и при воспитании в либеральном стиле — родительская гиперопека превращает ребенка в безвольного, а позже в неспособного принимать самостоятельные решения.
При воспитании в хаотичном стиле из-за того, что ребенок воспитывается не в одном направлении, вырастают люди с разбросанным сознанием и неустоявшимися мыслями. При принятии решений они часто не верят в свои силы и с настойчивым вопросом — а ты как думаешь — ищут поддержки у окружающих. Кроме этого, у них неустойчивый и нестабильный характер.
Дети, воспитанные в демократическом стиле, очень интересуются мнением других, внимательны и ценят чувства окружающих. Все это прививается с детства родителями, которые при принятии решений интересовались мнением ребенка.
Айнек Муратбекова: Воспитание дает о себе знать во взрослом возрасте. Так, дети, выросшие в авторитарной семье, став взрослыми, зачастую не понимают эмоций и поведения других людей. Более того, они вырастают неуверенными в себе.
— В психологии есть четкое разделение по возрастам. Действительно ли есть разница в воспитании одного и того же ребенка разного возраста?
— Конечно. Вообще, возрастная психология учит, что к каждому возрасту необходим соответствующий подход. Согласно этой дисциплине, 3, 7 и 14 лет считаются кризисными. Именно в это время ребенок нуждается в эмоциональной близости, любви и понимании. Так, от трех до пяти лет ребенка нужно буквально купать во внимании и заботе. В этом возрасте у него формируется эго — "в этом мире есть только я, и даже мама есть, потому что я существую". Такие мысли появляются у ребенка потому, что его нервная система еще не сформирована и неустойчива. В этот период он познает мир, и нельзя его критиковать за ошибки или ругать за шалости. Повзрослев, он и так наслушается критики, поэтому те или иные вещи нужно объяснять только с лаской и теплом. Ребенок очень чувствителен, он замечает даже незначительные вещи. И, конечно же, все у него откладывается в памяти, в том числе ваше отношение к нему.
Сразу после рождения ребенок начинает самостоятельную жизнь — делает первый вдох, слышит новые звуки, видит новый мир. В утробе матери он слышал лишь биение ее сердца и жил на полном обеспечении. Даже процесс появления на свет своего рода испытание. Поэтому убаюкивание нежным похлопыванием эффективно — оно напоминает ребенку удары сердца матери. Так как через маму он познает мир, желательно, чтобы ребенок был всегда возле нее до четырех-пяти лет.
В процессе познания мира у ребенка возникает множество вопросов, он хочет исследовать всё и вся. В это время из него сыплются миллионы "почему", и он пытается найти ответы. Конечно, он не понимает, что есть опасность, ему необходимо объяснять причины этих угроз. Кроме этого, если вы запретили что-то делать ребенку, то этот запрет должен распространяться на всех членов семьи. То есть не должно быть так, что мама запрещает, а отец или дедушка разрешают, — у ребенка могут возникнуть диссонанс и непонимание, что повлечет негативные последствия. Важно не только отвечать на все его запросы, но и давать направление. Это можно делать, заинтересовав ребенка чем-то новым.
— В городских семьях принято в раннем школьном возрасте отдавать ребенка в различные секции и кружки. Если появляется братик или сестренка, то у него практически нет времени общаться с ним. Как влияет такая нагрузка на ребенка?
— Это может буквально сломать его. Да, с одной стороны ребенок становится развитым и даже может стать более самостоятельным. Но в будущем возможно и негативное влияние — такие дети, вырастая, часто говорят, что у них не было детства. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным, но надо помнить, что они могут допустить и ошибку. Специалисты никому не говорят, что они делают неправильно, — это их выбор, и каждый на это имеет право. Каждый ребенок приходит в этот мир со своим характером, качествами и потенциалом. Единственное, что мы просим у всех родителей, это дать возможность ребенку прожить свое детство, как все дети. Многие рано отдают детей в школу, но помните, что ребенок, общаясь и играя с друзьями, тоже познает мир, учится чему-то новому.
Очень хорошо помогает развитию детей общение с природой — удивляясь и восхищаясь окружающим миром, дети учатся беречь его, находить взаимосвязь со вселенной. Поэтому поездки на природу тоже являются частью воспитания.
До подросткового периода дети многое познают вместе с родителями, и об этом тоже нельзя забывать. Именно вместе, а не вместо, то есть никакая секция или курсы не заменят родителя. Не секрет, что часто мы отдаем туда детей, лишь бы они были загружены и не болтались где попало. Танцы, математика, шахматы, спорт... Многие родители просто теряют контроль и начинают записывать на все подряд. Но нужно понимать, что ребенок может стать лучшим в чем-то одном. Такая ситуация происходит из-за того, что родители транслируют свою неудовлетворенность из детства на детей и мечтают, чтобы те исполнили их мечты. Так, в авторитарной семье родители даже профессию ребенку выбирают сами, заставляют окончить вуз, который считают нужным. Позже человек на нелюбимой работе будет быстро уставать, впадать в депрессию и, конечно же, вступать в конфликты. Это можно назвать вербальным насилием над детьми. Как ни парадоксально, этот ребенок будет поступать так же со своими детьми, потому что другой модели воспитания он просто не знает.
Айнек Муратбекова: Дети часто слушают мать и берут с нее пример, но все равно находятся под большим влиянием отца. Поэтому очень важно, чтобы мать не пугала ребенка отцом, а, наоборот, показывала только его положительные стороны и тем самым поднимала авторитет папы в глазах детей.
— То есть недостатки родителей сильно влияют на воспитание…
— Воспитание начинается с матери, продолжается отцом и закрепляется обществом. Есть так называемые видимые, то есть осязаемые признаки и причины недостатков воспитания, а есть и невидимые, не проявляющиеся при первом взгляде. Например, ребенок привык "сидеть" в телефоне и ничего не делать — это считается видимым признаком, и причина тут может быть, например, в затягивающей интересной игре или в мультфильмах.
Истинные причины такого поведения скрыты, и они могут быть совершенно не связаны с телефоном. Чтобы найти их, мы прежде всего изучаем маму ребенка, ее жизнь. У матери много психологических моментов, которые сильно влияют на ее жизнь. И самый тяжелый, когда у женщины нет статуса полноценной матери. Так происходит, когда супруга, живя с родителями мужа, не может полностью выразить свои эмоции и чувства к ребенку у них на глазах. Иногда даже бывает, что свекор и свекровь, считая свое право воспитывать внука приоритетным, просто не дают молодой маме полноценно общаться с ним. Также для женщины очень важно, как строится ее карьера, удовлетворена ли она семейной жизнью, бытом, насколько хороша ее интимная жизнь. Из всего этого и формируется женское счастье, а если есть какие-то неурядицы или проблемы, то, естественно, все это скажется на воспитании ребенка.
Радио Sputnik Кыргызстан
Журналистка из КР рассказала об особенностях воспитания "солнечного" ребенка
— Почему-то принято считать, что если ребенок успешный, то это заслуга отца, а вот если он неудачник, то это ошибка матери…
— Несомненно, авторитет отца важен, но если родители поддерживают друг друга, вместе решают вопросы, то в воспитании детей не будет огрехов. Дети часто слушают мать и берут с нее пример, но все равно находятся под большим влиянием отца. Поэтому очень важно, чтобы мать не пугала ребенка отцом, а, наоборот, показывала только его положительные стороны и тем самым поднимала авторитет папы в глазах детей.
Если у детей возникают вопросы, то чаще они сначала идут к матери, и этим тоже нужно правильно пользоваться. Если, например, ребенок просит деньги или спрашивает разрешения пойти на вечеринку, а мама отвечает, что сначала посоветуется с отцом или возьмет у него нужную сумму, то у ребенка возникнет стойкое понимание, что в семье решения принимаются только сообща. Таким образом у детей можно сформировать жизненные принципы, и в будущем они будут поступать так же уже в своей семье. Естественно, что роль и авторитет отца в такой семье будут высокими, впрочем, как и матери. В тех семьях, где такого тесного взаимодействия у супругов нет, дети не видят напрямую отцовской заботы и в итоге будут искать замену в психологическом плане, особенно девочки, так как они нуждаются во внимании отца больше, чем сыновья. Дочери, не получившие отцовской ласки и заботы, будут искать супруга старше, и модель поведения у них будет зависеть от партнера. Поэтому роль отца в семье так же высока, как и матери.
Порка ухудшает поведение детей — исследование ученых