Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
В Кыргызстане ликвидировали Узгенскую и Ноокатскую противотуберкулезные больницы. Коечный фонд Ошского центра борьбы с туберкулезом сократили до 180 коек, Кара-Сууйской больницы — до 40, Ошской детской противотуберкулезной больницы — до 70.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан Мамбетисаева отметила, что сегодня трудно сказать, сколько человек в стране болеют туберкулезом, а также предположить, растет их число или сокращается.
"Пандемия внесла свои коррективы во всю систему здравоохранения. Симптомы ковида и туберкулеза похожи: температура, слабость, потливость, кашель… Столкнувшись с подобными симптомами, люди в первую очередь думали, что у них ковид, и начинали заниматься самолечением. Из-за этого объективно вести статистику было очень сложно", — сказала специалист.
Она пояснила, что стационары, которые закрыли в рамках оптимизации туберкулезной службы, не заполнялись.
"Я была в этих больницах. В Ноокате не то что 80 — там и 40 больных не было. А ведь когда люди перестают выделять бациллы туберкулеза, они могут переходить на амбулаторное таблетированное лечение. Здания больниц нужно было обслуживать, платить за уголь, свет… Зачем, если люди из Нооката чаще ездят на обследование в Ош? Там их и положат в стационар в случае необходимости", — уточнила Мамбетисаева.
По ее словам, сегодня весь мир пытается перейти на амбулаторное лечение туберкулеза. Оно довольно сложное, а препараты токсичные, но медики стараются стимулировать пациентов, чтобы те регулярно принимали лекарства. В случае прерывания курса лечения (он длится в среднем 3-6 месяцев) палочка Коха адаптируется к препарату, из-за чего может развиться лекарственно устойчивая форма туберкулеза.