Полный комментарий эксперта слушайте в аудиоверсии.
В программе "Особый акцент" на радио Sputnik Кыргызстан он сказал, что при выборе квартиры в жилом комплексе немаловажным фактором выступает развитая инфраструктура.
"Это и обустройство двора и прилегающей территории, и магазины. Однако часто застройщики не выполняют обещаний, которые направо и налево раздают дольщикам на моменте строительства, и этот факт обмана можно доказать. Но добиться обещанного намного сложнее, поскольку зачастую застройщики в Кыргызстане эти пункты не указывают в договоре", — сказал Плужник.
По его словам, обещанные скидки всегда привлекают, и поэтому некоторые застройщики ими и заманивают доверчивых покупателей.
"Но тут есть подвох — обычно скидка действует только в случае единовременной оплаты и только наличными. И вроде бы все хорошо, но дело в том, что зачастую эти деньги до кассы компании не доходят. А если случится конфликт между дольщиком и застройщиком или строительство остановится, взыскать сумму, которую вы отдали "налом", очень трудно, и то не в полном объеме. Соглашаться на такие взаиморасчеты можно, но только с требованием выдачи фискальных документов — кассового чека, акта сверки, приходного ордера.
Плужник подчеркнул, что часто дольщики жалуются на плохую звукоизоляцию в новостройках.
"По закону и договору, заключенному между застройщиком и участником долевого строительства, квартира передается последнему в соответствии со строительными нормами, требованиями проектной документации. Но часто получается так, что застройщик, торопясь продать как можно больше с большей выгодой, применяет в строительстве некачественные материалы и тонкие бетонные блоки. На выходе получаем то, что звукоизоляция между квартирами стремится к нулю. Это нарушает требование нормативных актов, а если утолщать стены, чтобы улучшить звукоизоляцию, то нарушается жилая площадь выкупаемой квартиры. В данном случае можно требовать у застройщика устранить недоработку, уменьшить цену жилья пропорционально выявленным недостаткам либо компенсировать расходы", — пояснил юрист.
Он также отметил, что застройщики, чтобы удешевить строительство, используют некачественные материалы и отделку.
"При сдаче готового жилья часто выявляются недостатки, возникающие из-за использования материалов низкого качества и по низкой цене. Щели между оконными и балконными блоками, протекание трубопровода, негерметичные швы и много чего еще. Это уже вполне обычное дело. Некоторые дефекты не видны при подписании акта приема-передачи, но это не значит, что устранять их не нужно. По законодательству Кыргызстана гарантийный срок на новую квартиру составляет минимум два года (если покупатель — физическое лицо). Именно столько времени вы имеете право требовать от застройщика устранения недостатков, но только если он не ликвидировался", — сказал Плужник.
По его словам, нужно все недостатки фиксировать в письменной форме, привлекать свидетелей и, если есть возможность, экспертов. Застройщик обязан все устранить, а если договориться не получается, смело обращайтесь в суд.