Специальная военная операция Вооруженных сил России ускорила неизбежное деление однополярного мира на "коллективный Запад" и "коллективный Восток" — новый термин, который входит в экспертный политический дискурс и определяет границы нового суперрегиона, самодостаточного по емкости и разнообразию рынка, объединенного близкими ценностями и подходами.
В беседе на радио Sputnik Беларусь эксперт республиканского общественного объединения "Белая Русь" Петр Петровский отметил, что наши приоритеты переходят от коллективного Запада к коллективному Востоку
"Мы видим конкретные изменения в китайской риторике, в российской внешней политике, мы наблюдаем большую суверенизацию даже стран НАТО. Возьмем Турцию, ее внешнюю политику, либо Венгрию... Февраль 2022 года стал настоящим катализатором конкретного оформления этих изменений. Далее: Саудовская Аравия отказывается от доллара в расчетах за нефть с Китаем и переходит на юань! Мы начинаем замену Visa и MasterCard, переходя на платежную систему "Мир", "Белкарт", думаем о замене межбанковской системы SWIFT. Все это является началом реального переустройства мира", — сказал Петровский.
По словам заместителя заведующего кафедрой стран ближнего зарубежья Российского государственного гуманитарного университета Александра Гущина, в рамках Союзного государства РФ и РБ необходимо на основе евразийской политэкономии внедрять новые подходы к будущему собственной социально-экономической модели.
"Как бы ни хотел кто-то отыграть все назад, — а в России есть такие группы людей, они связаны офшорными капиталами и рядом западных структур — надо понять, что "отмотать" все, как было, уже не получится. События на Украине — это только одно из звеньев в данном процессе. Есть еще сюжеты, связанные с Тайванем, есть много других сюжетов, связанных с деструкцией международных организаций, где влияние Запада очень четко присутствует и которые находятся в явном кризисе. Нам надо не только думать о том, как представлять себя в этих форматах, но и создавать новые структуры в рамках ШОС, в рамках "восточного вектора", которые были бы авторитетны и для нас, и для других стран, которые могут быть вовлечены в нашу орбиту", — подчеркнул Гущин.