Sputnik, Вадим Павлов.
Страны Запада разрабатывают шестой пакет санкций против России. Если пятым пакетом с августа этого года странам Европы запрещается покупать российский уголь, то шестой должен включить в себя запрет на поставки российской нефти. Следом, согласно риторике европейских властей, ограничения могут распространиться и на российский газ.
Насколько реален отказ Евросоюза от российских энергоресурсов и какие последствия могут ждать Европу в случае принятия такого решения, Sputnik узнал у директора Института социально-экономических исследований доктора экономических наук Алексея Зубца.
Директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец
© Sputnik / Антон Денисов
Реален ли отказ?
"Да, технически это возможно. Запад может перестать закупать российские нефть и газ, заместив их поставками из других регионов мира. Однако на практике переключение поставок на другие регионы займет годы и потребует многомиллиардных вложений. В мире на сегодня нет свободных энергетических ресурсов, которые позволили бы отказаться от закупок нефти и газа у России", — говорит Зубец.
Как может произойти отказ?
По нефти заместить российские поставки проще, чем по газу, однако и здесь не обойдется без трудностей, считает Алексей Зубец.
"Отказ от российского сырья приведет к необходимости увеличения поставок с Ближнего Востока, а там имеющиеся ресурсы проданы на многие годы вперед по долгосрочным контрактам и количество свободной нефти, которую можно поставить в Европу, ограничено", — отмечает эксперт.
Переключение с российских поставок на ближневосточные потребует перестройки нефтеперерабатывающих заводов, настроенных сегодня на переработку российской нефти, говорит он.
"В результате отказ от российской нефти и переход на закупки черного золота на свободном рынке наличного товара приведут к повышению цен на нефть по всему миру", — считает Зубец.
На практике же попытка ввести нефтяное эмбарго против России приведет к тому, что свою нефть РФ будет продавать в страны, откуда ушла, например, Саудовская Аравия, переключившаяся на поставки нефти в Европу, говорит эксперт. То есть произойдет "обмен рынками сбыта" между крупными поставщиками. А вот ситуация с газом для Европы складывается еще хуже, отмечает Зубец.
"В мире просто нет свободных мощностей, способных заменить поставки газа из России в Европу, включая мощности из Северной Америки. А попытка скупить весь сжиженный газ на мировом рынке приведет к резкому росту его цены", — заявляет он.
В принципе, европейцы могут попытаться простимулировать создание дополнительных мощностей по добыче нефти и газа, но вряд ли на это пойдут нефтегазовые компании, считает эксперт.
"Дело в том, что на горизонте маячит очередной глобальный финансовый экономический кризис, который скорректирует цены на нефть и газ вниз. Так что все дополнительные вложения, сделанные сегодня, на фоне высоких цен на нефть и газ могут оказаться выброшенными в мусор. В итоге может получиться так, что попытка введения энергетического эмбарго против России приведет только к перераспределению рынков. Россия начнет увеличивать поставки в страны, не участвующие в санкциях, а поставщики нефти и газа, ранее поставлявшие свою продукцию в эти страны, переориентируются на Европу", — говорит Зубец.
Какие последствия ждут Европу?
"Если говорить об ущербе, который понесет Европа от попытки введения энергетического эмбарго, то они будут весьма велики. Поставки дорогой нефти приведут к дополнительным издержкам у нефтепереработчиков не менее чем на 10-20 долларов на баррель, что приведет к росту нефтепродуктов и бензина на заправках более чем на 10-15 процентов", — подчеркнул специалист.
Цены на газ в Европе в результате запрета поставок российского голубого топлива останутся надолго на уровне более 1 тысячи долларов за тысячу кубометров, говорит Зубец.
"Это приведет к экономическому спаду в Европе, который может составить от 3 до 7 процентов ВВП, что в свою очередь способно вызвать социальные волнения и потрясения в европейских странах, больше всего зависящих от промышленности и стоимости энергетических ресурсов. Прежде всего в Германии и Северной Европе", — заключил эксперт.