Иван Зуев, Sputnik
Что обнаружили Минобороны РФ
На территории Украины уже несколько десятков лет работают более 30 биолабораторий, которые, помимо прочего, ведут и исследования по созданию и разработке биологического оружия. Это доказывают документы, которые оказались в распоряжении российского Министерства обороны, и которые с 31 марта начала изучать парламентская комиссия по расследованию деятельности биолабораторий на Украине.
Ключевым объектом в сети лабораторий является Украинский научно-технологический центр (УНТЦ), созданный еще в 1993-м. Все эти годы он плотно сотрудничал с Государственным департаментом США и Пентагоном.
В биолабораториях, курируемых УНТЦ, исследовали возбудителей птичьего гриппа, чумы, чумы свиней, сибирской язвы, холеры, туляремии, бруцеллеза, Конго-Крымской лихорадки, хантавирусов, вируса клещевого энцефалита и лептоспироза. Испытания проводились на украинских военнослужащих, гражданском населении, в том числе на женщинах, а также на пациентах психиатрической больницы в Мерефе близ Харькова.
Параллельно в США шла работа по созданию технических средств доставки на поле боя различных боевых патогенов.
Также в Минобороны РФ располагают данными, что после начала спецоперации РФ крупные партии биологического материала, опасных патогенов были вывезены из Украины через Одессу для сокрытия следов работы по биооружию.
Официальная позиция США
В Госдепе сначала категорически отрицали любую причастность правительства к работе биологических лабораторий на Украине.
"Правительство США не располагает и не управляет биологическими лабораториями на Украине. Точка", — говорил в марте официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс.
Однако западным СМИ пришлось обратить внимание на эту историю, после того как New York Post и Daily Mail опубликовали информацию, что сын президента США Хантер Байден лоббировал строительство биолабораторий на границе с Россией.
Замгоссекретаря США Виктория Нуланд в итоге скорректировала позицию Госдепа.
"На Украине есть биологические исследовательские объекты, — сказала она на слушаниях в сенате. — Мы весьма озабочены тем, что российские военные могут попытаться взять их под контроль".
Доказательства причастности США к работе биолабораторий
В Минобороны России настаивают, что в биолабораториях на Украине разработки боевых патогенов шли под руководством Пентагона и Госдепартамента.
На это указывают деловая переписка представителя DTRA (структура военного ведомства США) с министром здравоохранения Украины, а также переписка сотрудников коммерческих подрядчиков Пентагона из Metabiota и Black & Veatch с Госдепом и украинскими специалистами, которая имеется в распоряжении Минобороны РФ.
В пяти биолабораториях под Киевом Минобороны РФ обнаружило приказы Минздрава Украины от 24 февраля об экстренном уничтожении опасных штаммов вирусов. Найдены документация о проведении опытов с опаснейшими патогенами и сопроводительные документы на срочный вывоз в США коллекции вирусов и результатов исследований.
Аналитическая записка сотрудницы Госдепа Лауры Дэнлингер "Снижение рисков перехода украинских экспертов на сторону противников США" (документ также опубликован Минобороны РФ) прямо указывает на то, что сотрудники биолабораторий были знакомы с технологиями производства оружия массового поражения. В документе говорится, что эксперты лабораторий "оказались в неблагоприятных профессиональных и финансовых обстоятельствах" после того как покинули Украину с началом спецоперации в России. При этом в записке указывается примерное их количество — от 1 000 до 4 000 человек.
Минобороны РФ опубликовало целый ряд документов о работе украинских биолабораторий (оригиналы можно посмотреть здесь). Самые показательные из них:
запрос от украинского завода "Мотор СИЧ" турецкому производителю беспилотников "Байрактар" с просьбой оснастить летательные аппараты механизмами для распыления аэрозолей и емкостями на 20 литров;
набор патентов на производство снарядов, которые смогут доставлять биологическое оружие;
патенты на создание беспилотников и снарядов для доставки биологического оружия;
патент на изобретение беспилотного летательного аппарата для распространения насекомых на определенной территории;
патенты на полые боеприпасы.
Откуда на Львовщине появились экзотические болезни
Одно из самых масштабных исследований украинских биолабораторий, по данным Минобороны РФ, — это проект UP-8: исследование антител к Конго-Крымской геморрагической лихорадке (ККГЛ). В его рамках у 966 человек, среди которых 611 женщин, были взяты пробы на антитела к этому виду лихорадки. При этом у 1,7 процента они были действительно обнаружены, хотя с середины XX века вспышек этого заболевания на Львовщине не наблюдалось.
По итогам работы над проектом в конце 2020 года в научном издании Frontiers Media SA вышла публикация, которая привлекла внимание специалистов Минобороны России и парламентской комиссии по расследованию работы биолабораторий на Украине.
Показатели антител у населения, которые приводились в статье, могут свидетельствовать о вспышке заболевания в районе, где проводилось исследование, считает президент Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов. По его словам, пока непонятно, была ли это утечка из биолаборатории, какой-то научный эксперимент или лихорадку случайно завезли из эндемичных регионов наемники или украинские миротворцы, которые работают по всему миру.
"Это очень странное исследование. Заявленный дизайн научной работы — попытка обнаружить антитела к ККГЛ или вирусам, вызывающим ГЛПС (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом). Наличие антител показывало бы однозначный контакт с вирусом ККГЛ или хантавирусами. Планировалось взять по 100-1 000 образцов у военнослужащих на территориях четырех областей. Но это факт, описанный в самой же статье: вместо заявленного исследования на военнослужащих упор был сделан на проведении исследования над гражданскими лицами, причем с явным перевесом выборки в сторону женщин", — объясняет Sputnik Алексей Анпилогов.
При этом он отмечает, что речь идет о высокопатогенном распространителе, который обладает 15-процентной летальностью.
Исследование антител к ККГЛ проводилось по заданию Управления по снижению угроз Минобороны США при активном взаимодействии с международными кампаниями Black & Veatch Special Projects Corp и Metabiota, Inc. и при поддержке Медицинского научно-исследовательского института инфекционных заболеваний армии США. Об этом прямо говорится в публикации на портале Frontiers Media.
Вскоре после завершения исследования и выхода публикации на Frontiers ее автор Олена Нестерова, сотрудница Black & Veatch Special Projects Corp, возглавила украинский Институт исследования гражданского здравоохранения, не имея при этом никакой ученой степени.