Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан Султаналиева сообщила, что на проблему йододефицита, вызывающую нарушения в работе щитовидной железы, обратили внимание еще в 1950-х годах.
"Оказалось, что в тех продуктах, которые употребляются в пищу на нашей территории, недостаточно йода, из-за чего в республике регистрировали много случаев зоба. Тогда был издан приказ о профилактике йододефицита. В этой программе приняли участие и наши ученые, в том числе Иса Ахунбаев. Вся соль, которая продавалась в стране, была йодированной. Когда мы стали независимой республикой, массовая йодизация соли сошла на нет. В 2000-х годах мы провели масштабное исследование, которое показало, что в Кыргызстане снова начался йододефицит. Я горжусь, что мы стали первой республикой на постсоветском пространстве, которая приняла закон о йодизации соли. Сегодня абсолютно вся пищевая соль, которая есть в стране, йодированная. Причем мы увеличили дозу йода: если в СССР добавляли 25 граммов на килограмм соли, то сегодня добавляют 40", — отметила профессор.
По ее словам, уже к 2008 году распространенность эндемического зоба в КР снизилась с 56 до 10 процентов.
"Нужно отметить, что зоб зобу рознь. Бывает диффузный зоб (когда щитовидная железа увеличивается в размере, чтобы захватывать больше йода из крови), а бывает узловой. На протяжении длительного времени эти узлы в щитовидной железе воспринимали как рак и отправляли пациентов под нож. Сейчас мы понимаем, что 95 процентов узлов доброкачественные и прожить с ними человек может столько, сколько ему отведено. Рак встречается в 1-5 процентах случаев, и только тогда человеку требуется хирургическое вмешательство", — подчеркнула врач.
Она объяснила, что йододефицит влияет на синтез гормонов щитовидной железы, которые, кроме регуляции обмена веществ, принимают участие в развитии мозга. При нехватке этих гормонов ухудшаются память и концентрация, а у детей может быть задержка умственного развития.