Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан Двизова отметила, что в последнее время разговорная речь все чаще слышна в театрах и причин у этого явления несколько.
"Первое — то, что речевая культура актера не отделима от проблем обыденной речи. В нашу эру интернет-общения с отменой необходимости развернутых речевых формулировок, второсортного видеоконтента, спешного ритма жизни на сцену проникают дикционная неразборчивость, интонационная нейтральность, монотонность…. Микрофоны, которые так популярны сегодня, не только не спасают, но и ухудшают положение дел и ведут к потере звукового посыла. Вторая проблема — театрально-эстетическая. Дело в том, что драматургия новой волны сознательно отказывается от действия как причины развития конфликта. Это снижает энергию сценического слова и ведет к речевой инертности актера, к утрате действенного посыла произносимого текста. То есть актеры все чаще просто проговаривают речь в зал, а не отыгрывают ее. Третья проблема — театрально-педагогическая. К примеру, мы при наборе абитуриентов столкнулись с потоком ребят, которые природно одарены, но страдают речевыми нарушениями; их придется исправлять во время учебы", — рассказала преподаватель.
Она отметила, что встречает все больше людей с речевыми нарушениями.
"Существуют внешние и внутренние причины. К внешним относится сенсорный голод современных детей. Когда я была маленькой, мы очень много двигались: играли в "классики", "резиночку", лапту... Вся эта подвижность в детстве является хорошей компенсацией неблагоприятных психических процессов, в том числе речевых. Потому что игры активизируют межполушарное взаимодействие, восстанавливают нейронные связи, а они в свою очередь способствуют правильному развитию речи. Современные дети сидят в гаджетах, что не лучшим образом сказывается на развитии мозга", — заявила Двизова.
Она уточнила, что к внутренним причинам речевых проблем у детей относятся неблагоприятное протекание беременности, родовые травмы и кесарево сечение.