Пресс-центр

Что не так с новым законом о ВИЭ? Мнение эксперта

Многие поправки, внесенные в закон о ВИЭ, не полностью согласованы между министерствами и ведомствами, поэтому документ не дает предпринимателям полной и ясной картины действий, считает специалист.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БИШКЕК, 14 июл — Sputnik. Новая редакция Закона КР "О возобновляемых источниках энергии" не полностью оправдывает ожидания, которые возлагали на документ инвесторы, заявила председатель Ассоциации ВИЭ Элеонора Казакова на брифинге в пресс-центре Sputnik Кыргызстан.
По ее словам, закон пока не опубликовали на сайте Министерства юстиции, но с ним можно было ознакомиться на сайте парламента.

"В новой редакции не учтены определенные положения, которые касаются всего процесса, связанного с реализацией проектов ВИЭ. Такие положения должны быть понятны инвесторам от начала до конца: к кому обращаться, кто будет покупать электроэнергию, по какому тарифу, что будет после окончания льготного периода, на который устанавливаются тарифы… Изменения в закон вносят уже четвертый раз, но, вероятно, нам предстоит еще один этап, потому что этот документ должен быть более конкретным и понятным для предпринимателей", — рассказала Казакова.

Она также объяснила, какие именно поправки были внесены в закон. В отличие от редакции документа 2019 года, когда ввели квоты на строительство новых установок с использованием ВИЭ, были определены тарифы: в рамках квот — повышенный коэффициент от промышленного тарифа, без квот предполагалась покупка электроэнергии просто по промышленному тарифу.
"Были определены разные режимы. Столкнулись мы с тем, что в конечном счете квоты так и не были разработаны Нацэнергохолдингом и ГКПЭН, поэтому пришли к тому, что в новой редакции квоты надо исключить и в принципе предоставлять повышенные тарифы всем желающим, которые смогут построить новые установки. Квоты были исключены", — сообщила эксперт.
Изменения также касались субъекта, который должен покупать электроэнергию.

"Если, согласно прошлой редакции, покупку обязаны были осуществлять распределительные компании на территории, где находится и подключена установка ВИЭ, то сейчас написано, что орган, осуществляющий закупку, будет определен кабмином. Кто станет единым закупщиком, какие отношения будут установлены с распредкомпаниями, которые будут эту электроэнергию пропускать, мы пока не знаем", — отметила Казакова.

Пресс-центр
Распространенное заблуждение о потенциале гидроэнергетики КР развеял эксперт
Из новой редакции закона также исчез пункт, согласно которому договор поставки электроэнергии должен иметь типовую форму и утверждаться правительством.
"В новой редакции написано "соответствующий договор". Чему он должен соответствовать, какую форму будет иметь и кто ее будет утверждать? В любом случае мы полагаем, что документ разработают в Минэнерго", — сказала эксперт.
Кроме того, в новой редакции отсутствует пункт, который предусматривал покупку электричества по тарифам не согласно формуле, а исходя из затрат энергокомпаний, рассчитанных ГАРТЭК.
"Как будет производиться покупка после льготного периода, каким образом и кому надо будет продавать электроэнергию — ответы на эти вопросы мы пока не видим в новой редакции", — добавила Казакова.
В то же время она подчеркнула, что одно из ожидаемых новшеств включили в новую версию закона: оно предусматривает возможность продажи электроэнергии не только государственным компаниям, но и частным потребителям, с которыми можно заключить договоры на основе договорного тарифа.
По словам эксперта, в ассоциацию почти ежедневно обращаются предприниматели с просьбой объяснить последовательную процедуру строительства ГЭС, ВЭС и других объектов ВИЭ. Ряд вопросов связаны с положениями, которые разрабатываются в области земельного и водного законодательства, — они тоже не совсем согласованы между ведомствами и уполномоченными органами.

"Выделение земель, в частности для малых ГЭС, должно проводиться в рамках Земельного и Водного кодексов, потому что земли водного фонда регулируются именно этими законами. Однако нет положения о выделении земель водного фонда: оно было разработано еще в 1992 году и утратило силу в 2017-м, потому что ситуация меняется. Все ждали появления этого положения, которое внесло бы ясность в вопрос, каким образом надо отводить земли", — отметила Казакова.

Другой сложный вопрос касается воды.
"Для малых ГЭС сырьем является вода, поэтому предпринимателям важно, как она будет распределяться и регулироваться в течение долгой "жизни" гидроэлектростанции. Как только вы получаете документы на землю, главной задачей становится именно регулирование водных вопросов: не заберут ли воду выше по течению реки, в каких объемах она будет выделяться и гарантироваться. Никаких положений в отношении воды и разрешений на нее пока нет", — добавила эксперт.
Многие поправки, внесенные в закон о ВИЭ, не полностью согласованы между министерствами и ведомствами, поэтому документ не дает предпринимателям полной и ясной картины действий, заключила Казакова.
Ранее на брифинге эксперты рассказали:
сколько стоит строительство небольшой ГЭС в Кыргызстане;
что мешает полномасштабному развитию возобновляемых источников энергии в стране;
сколько надо вложить, чтобы обеспечить дом электроэнергией за счет солнца;
кто инвестирует в строительство ВИЭ в республике;
Мы нерационально расходовали воду, больше так быть не должно — С. Жапаров