БИШКЕК, 27 июл — Sputnik. Чрезмерное увлечение строительством малых гидроэлектростанций может привести к непредсказуемым последствиям, заявил заместитель директора Службы водных ресурсов Министерства сельского хозяйства Абдыбай Джайлообаев.
Он выступил на брифинге "Закон о ВИЭ портит инвестиционный климат? Госорганы о ситуации" в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан.
По словам Джайлообаева, некоторые страны уже столкнулись с подобной проблемой.
© Sputnik / Асель Сыдыкова
"Сегодняшняя тема посвящена возобновляемым источникам энергии в целом, но почему-то все зацикливаются на воде. Чрезмерное увлечение строительством малых ГЭС может привести к непредсказуемым последствиям, с которыми сейчас столкнулись в Грузии. В результате строительства малых ГЭС некоторые малые водотоки в этой стране перестали существовать, они просто исчезли", — сказал он.
Чтобы контролировать дальнейшую судьбу таких природных объектов, должна действовать разрешительная система на использование воды для малых ГЭС, уверен Джайлообаев. Он напомнил, что ранее в Кыргызстане вводили лицензирование водопользования, но в 2001 году его отменили. Водным кодексом ввели разрешительную систему, но затем ее ликвидировали.
"Для чего нужна разрешительная система? Вода — это ресурс, на основе которого развивается государство. Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, где, что и когда развивать, государство должно знать, чем оно располагает. Судя по постановлению правительства об определении направлений адаптации к изменениям климата, к 2100 году у нас почти не останется ледников, естественный поверхностный сток снизится почти до 20-22 кубокилометров, сейчас же мы имеем 50-51", — пояснил он.
В таких условиях необходимо принимать адаптивные меры, а для этого нужна разрешительная система, продолжил Джайлообаев.
"Когда работает разрешительная система, для каждого вида водопользования предусматривается определенный объем, который обоснован с точки зрения возможностей природного объекта, причем объекты будут использоваться в других направлениях. Разрешительная система регулирует приоритетность того или иного направления", — добавил он.
Сейчас полноценная разрешительная система не действует и работа идет по принципу "как фишка ляжет", отметил Джайлообаев.
"В Минэнерго получают сертификаты, далее разрабатывается проект. Он проходит согласование — не разрешение — у нас. На практике мы сталкиваемся с ситуацией, когда на одной реке двое-трое пытаются построить объект, между ними возникает конфликт, начинаются судебные разбирательства", — подчеркнул он.
При этом у Службы водных ресурсов Минсельхоза нет прав на урегулирование подобных ситуаций, заключил Джайлообаев.