Президент Кыргызстана недавно подписал указ, согласно которому директора школ, проработавшие в должности более пяти лет, должны быть уволены. Таким образом, до начала нового учебного года реформы пройдут в 966 общеобразовательных учреждениях страны.
Для чего это нужно?
Эксперт по вопросам образования Кенешбек Сайназаров поддерживает инициативу. По его словам, одной из главных причин смены руководства школ является нынешний уровень среднего образования.
"В Кыргызстане существует большой пробел в области образования. Одним из показателей стала международная программа оценки образовательных достижений учащихся — PISA (тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах и умение применять знания на практике. — Ред). В 2006-м и 2009 годах школьники из Кыргызстана показали худшие результаты. Сегодня 80% детей в младших классах читают, но не понимают смысла прочитанного. Виновата в этом не только система образования — роль директора должна быть ключевой: от распределения школьного бюджета до работы с учителями, детьми и родителями, прямого участия в образовательном процессе, в развитии школы и повышения уровня знаний учеников", — отметил Сайназаров.
Он считает, что сегодня большинство директоров занимаются не образовательными процессами, а документами, наведением порядка в школах и распределением финансов, выполняя скорее роль администратора. Благодаря реформе, поясняет эксперт, образовательная составляющая выйдет на первый план.
Что говорят в Минобрнауки?
Министерство образования и науки подчеркивает, что от руководителя общеобразовательной организации должны зависеть ее достижения, успехи школьников, учебный процесс, отношения между коллективом и родителями, но далеко не все директора соответствуют этим требованиям.
"Есть необходимость пересмотреть процесс образования и работу директоров, многие из которых занимают должность более 20 лет и не справляются с поставленными задачами. Мы не увольняем директоров, а объявляем конкурс, в котором все желающие, в том числе действующие руководители и учителя школ, могут принять участие на равных условиях", — сказал заместитель министра Улан Мамбетакунов.
Мнения родителей
Родители школьников восприняли новость о смене директоров неоднозначно. Например, родители учеников 61-й школы Бишкека вышли на митинг с требованием оставить руководителем Юрия Низовского, который за долгие годы "доказал свой профессионализм".
Директор физико-математической школы-лицея № 61 в Бишкеке Юрий Низовский
"Ребята, окончившие эту школу, добиваются больших успехов не только в стране, но и за ее пределами, получают наибольшее количество "золотых" сертификатов на ОРТ, поступают в лучшие вузы мира. Если качество образования зависит от директора, зачем увольнять руководителей, которые показывают хорошие результаты? Почему бы не провести исследование и не сделать выводы, основываясь на успехах учеников той или иной школы?" — заявила представительница родительского комитета АФМШЛ № 61, пожелавшая не называть своего имени.
По ее словам, есть большая вероятность, что в случае увольнения некоторых директоров часть педагогов уйдут вместе с ними, а, учитывая проблему нехватки преподавателей, "это может обернуться большой катастрофой прежде всего для детей".
Законно ли увольнение директоров? Ответ юриста
Доктор юридических наук Тимур Иманкулов объяснил, что назначение на должность и увольнение директоров школ должно осуществляться только на основании Трудового кодекса КР. Статья 55 этого закона гласит, что с руководителями общеобразовательных организаций, независимо от формы собственности, заключается трудовой договор на пять лет; если срок документа не истек, увольнение считается незаконным. Кроме того, компьютерное тестирование является формой аттестации, а для школьного начальства она не предусмотрена. Следовательно, любое компьютерное тестирование среди директоров или кандидатов в директора неправомерно.
"В Трудовом кодексе нет ни одной статьи и даже ни одного пункта, где говорилось бы о проведении конкурса среди директоров школ. Нет такого пункта и в законе об образовании. В Кыргызстане вообще нет нормативно-правового акта, предусматривающего проведение подобного конкурса. Отбор проходит только профессорско-преподавательский состав вузов", — подчеркнул эксперт.
Тем не менее Минобрнауки уверяет, что новое положение разработано не только специалистами ведомства и прочими экспертами системы образования, но и юристами, которые согласовали и утвердили каждый пункт, опираясь на Конституцию и Трудовой кодекс.
Замминистра Улан Мамбетакунов обратил внимание на то, что в указе президента не говорится об увольнении директоров школ без права на восстановление.
"Речь о конкурсном отборе, в котором могут принять участие все педагоги, независимо от возраста и занимаемой должности, в том числе уволенные руководители. У нас много завучей и учителей, которые являются "сердцем" своей школы, ведь без них не было бы ни отличников, ни медалистов", — отметил Мамбетакунов.
А что в Южной Корее?
"Минобрнауки КР предлагает внедрить опыт Южной Кореи, которая выделяет нашей стране 500 тысяч долларов на развитие среднего образования, — пояснил Тимур Иманкулов. — Ранее министерство планировало внедрить опыт Уругвая... У юристов есть такая дисциплина — сравнительное правоведение, она связана с заимствованием передового опыта. Но в этой ситуации предусмотрены правила сравнения: если речь о Кыргызстане, то надо брать страны с похожими условиями, историческими корнями, уровнем жизни и финансирования".
В Южной Корее каждые пять лет практикуется ротация руководящего и педагогического состава школ. В некоторых регионах это делают каждые два года. Цель — не допустить "концентрации" в одной школе множества сильных учителей и представителей руководства, чтобы не нарушить принцип социальной справедливости и обеспечить учащимся всех образовательных организаций право на получение качественных знаний.