Улица Абдыласа Малдыбаева в столице Кыргызстана, Бишкеке, мало отражает значение этого человека для классического музыкального искусства страны. Она идет по обе стороны реки Ала-Арчи, пересекая столичные микрорайоны. Серые многоэтажки по импровизированным берегам, серые булыжники в русле часто безводной реки… Только панораму гор в погожий день, которая открывается на этой улице, можно назвать вдохновляющей.
Жизнь автора первого гимна Киргизской ССР, соавтора многих опер, оперного певца, педагога Абдыласа Малдыбаева была гораздо более живописной, чем улица, впоследствии названная его именем. Еще ребенком он забывал обо всем на свете, когда слушал пение акынов или виртуозную игру исполнителей на народных инструментах. Впитывая народный музыкальный колорит, будущий композитор, преломляя их в своем сознании, создавал мелодии, что предопределило его призвание — сочинять музыку.
Еще юношей Абдыласа заметил собиратель фольклора, русский музыкант-этнограф Александр Затаевич. Он отметил прекрасную музыкальную память мальчика, музыкальный талант и с его помощью переписал многие кыргызские песни и мелодии.
Музыковед Чинара Аскарова рассказала, как Абдылас Малдыбаев участвовал в становлении кыргызской национальной оперы.
"Он был одним из пионеров кыргызской драматической музыкальной студии, которая стала основой Кыргызского театра оперы и балета. В 1942 году был первым исполнителем партии Ленского в опере "Евгений Онегин" Чайковского на кыргызской сцене. Уже в довольно зрелом возрасте окончил специальный курс Московской консерватории, чем открыл для себя путь в академической музыке как большой композитор", – рассказала Аскарова.
Она добавила, что театр рос вместе с Абдыласом Малдыбаевым и благодаря этому выросла классическая кыргызская музыкальная традиция, которая обогатила в свою очередь мировую музыку.