Полный комментарий слушайте в аудиоверсии.
Ранее оператор российского газопровода Nord Stream 2 AG заявил, что на "Северном потоке — 2" (был заполнен техническим газом) произошло ЧП в водах Дании возле острова Борнхольм. Инцидент зафиксировали на нитке А газопровода, что привело к резкому снижению давления. Позже оператор сообщил, что снижение давления зафиксировано на обеих нитках "Северного потока — 1".
В беседе на радио Sputnik Беларусь Лизан подчеркнул, что поломка сразу трех ниток "Северного потока" не могла произойти без "благословения" властей США.
"Когда выяснилось, что порваны сразу три нитки газопровода, стало понятно, что это неспроста. Мы имеем дело, скорее всего, с диверсией. Далеко бегать не нужно, надо просто прикинуть, кому это выгодно и кто с помощью каких технических элементов и специалистов может провернуть такую диверсию. Очевидно, что это были водолазы, подводники, подрывники, какой-то батискаф или небольшая подлодка. К примеру, Чехия или Словакия такое себе позволить не могут — нет выхода к морю и специалистов. Это кто-то из стран НАТО в самом бассейне Балтийского моря", — заявил аналитик.
По его словам, причины произошедшего тоже очевидны: "Северный поток" неоднократно пытались заблокировать санкциями, но не получилось.
"Сейчас же вопрос решен радикально. Среди безусловных выгодополучателей аварии — США, потому что в таком случае Европа не сможет договориться с Москвой и снова запустить поставки газа по первому "Северному потоку" или запустить второй. Соответственно, Европа продолжит оставаться потребителем американского СПГ, впадет в еще большую зависимость от поставок из Персидского залива. Европейская промышленность лишится даже гипотетической возможности нарастить потребление газа из России (а это единственный доступный газ), в Европе ускорится процесс деиндустриализации, утечки капитала и вывода производств в США, куда американцы активно европейцев переманивают", — пояснил Лизан.
Он отметил, что выгодополучателем аварии также является Польша, через территорию которой проходит газопровод "Ямал — Европа". Сегодня по нему ничего не качается, но, если потребуется его задействовать, Варшава сможет диктовать свои условия.