БИШКЕК, 2 ноя — Sputnik. Администрация президента КР выносит на общественное обсуждение проект закона "О некоммерческих неправительственных организациях".
Документ опубликован на сайте кабинета министров.
В справке-обосновании отмечается, что реализация права граждан на общественные объединения приносит пользу, так как обязывает власть учитывать в своей работе настроения и идеологию разных категорий населения, которые они представляют. Однако требования к созданию и работе НПО сегодня многократно возрастают.
"Со времени принятия закона об НКО в 1999 году в стране были учреждены, по сведениям различных источников, несколько тысяч некоммерческих организаций, в том числе открыты десятки филиалов и представительств неправительственных организаций других стран. Точное их количество невозможно установить, поскольку по нынешнему закону госрегистрация НКО является необязательной", — говорится в справке-обосновании.
Подчеркивается, что назрела необходимость разработать и принять законодательный акт, который регулировал бы общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, и закреплял особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций.
"В законопроекте предусмотрено закрепление положений, предоставляющих государству контрольные функции при создании некоммерческих неправительственных организаций: НПО, в том числе филиалы и представительства иностранных организаций, подлежат обязательной госрегистрации в Минюсте, причем отказ в регистрации может быть обжалован в суде", — сказано в документе.
Авторы отмечают, что законопроект разработан для обеспечения открытости, публичности работы НКО, в том числе структурных подразделений иностранных организаций.
Согласно документу, для достижения уставных целей неправительственные организации имеют право:
открывать счета в банках в порядке, установленном законодательством КР;
иметь печать, штампы и бланки с полным наименованием организации на кыргызском и русском языках, а также эмблему (символику), зарегистрированную в установленном законодательством порядке;
иметь в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, а также самостоятельный баланс или смету;
приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
создавать другие юрлица, если иное не предусмотрено законодательством КР;
открывать филиалы и представительства в Кыргызстане;
вступать в ассоциации и союзы, а также участвовать в их деятельности;
использовать средства на осуществление предусмотренных в уставе целей;
быть истцом и ответчиком в суде;
осуществлять иные права, не противоречащие законодательству.
"Минюст и Генпрокуратура осуществляют контроль и надзор за соответствием работы некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству", — говорится в законопроекте.
В свою очередь госорганы имеют право:
запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;
запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НПО у органов государственной статистики, налоговых органов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и других финансовых организаций;
направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом.
Если НКО нарушит законодательство или ее действия будут противоречить целям, указанным в учредительных документах, организации вынесут письменное предупреждение. Оно может быть обжаловано в вышестоящем органе или суде.
"Нарушения Конституции и законодательства КР, систематические действия, противоречащие уставу неправительственной организации, систематическое непредставление в установленный срок предусмотренных сведений являются основанием для обращения органов прокуратуры, Минюста в суд с заявлением о ликвидации данной организации", — отмечается в проекте закона.
Большое внимание в документе уделено обеспечению прозрачности при финансировании НПО:
конкретизированы источники финансирования организаций;
предусматривается обеспечение доступности сведений о финансировании членам НКО, общественности и компетентным госорганам;
вводится ежегодная финансовая отчетность неправительственных организаций.
В то же время предусмотрена экономическая поддержка неправительственных организаций органами государственной власти и местного самоуправления.