БИШКЕК, 30 ноя — Sputnik. Представители Министерства финансов, Национального банка, служб финансовой разведки Кыргызстана, а также специалисты ведущих вузов и профессионального сообщества республики приняли участие в конференции "Непрерывная система формирования финансовой грамотности населения: опыт стран СНГ". Мероприятие состоялось в рамках Международной олимпиады по финбезопасности, которая прошла в Сочи, и было приурочено к 220-летию Минфина России.
Финансовая грамотность является необходимым фактором социальной стабильности и экономического роста, отметила директор учебно-методического центра Государственной службы финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызстана Лира Омурбекова.
"При этом тематика финансовой безопасности — одно из ключевых направлений в нашей работе, — уточнила она. — Олимпиада по финансовой безопасности позволяет нам обмениваться лучшими международными практиками финансового просвещения, а студентам — закрепить полученные знания и отработать практические навыки".
Россия не случайно выбрана в качестве партнера в сфере развития финансовой грамотности.
"Минфин России и Банк России совместно с заинтересованными ведомствами создали масштабную инфраструктуру финансового просвещения, которая работает на благо самых разных категорий граждан, всех возрастных групп", — рассказывает руководитель Центра финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института Минфина России Анна Харнас.
Руководитель Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Анна Харнас
© Фото / Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России
Это результат взаимодействия федерального центра и регионов. Так, во всех субъектах страны приняты и реализуются региональные программы повышения финансовой грамотности. Проводится работа по развитию региональных центров финансовой грамотности — сегодня такие центры функционируют в 50 регионах.
Важную роль в процессе повышения эффективности финансового образования играют федеральные методические центры, созданные на базе ведущих российских вузов: МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Финансового университета, РЭУ им. Г. В. Плеханова. Специалисты центров занимаются методическим обеспечением системы образования на всех уровнях, в том числе обучением педагогического сообщества и консультантов-методистов финансового просвещения. За все время ФМЦ, по данным Харнас, подготовили более 80 тысяч педагогов школ и вузов, более 3 тысяч сотрудников вузов, более 4,5 тысячи специалистов, работающих со взрослым населением и лицами пенсионного возраста.
В итоге российские регионы получают подготовленные кадры и необходимые методические рекомендации, а на их основе могут разрабатывать свои практики с учетом региональной специфики. Лучший опыт обобщается — наиболее эффективные методики попадают в федеральный каталог на сайте Моифинансы.рф. Таким образом, наработки масштабируются для использования по всей стране.
Сейчас в России реализуется Стратегия повышения финансовой грамотности. Она рассчитана до 2023 года. Кроме того, проект "Новая финансовая культура (Мои финансы: просто о сложном)" включен в государственную программу "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков". Ее горизонт — 2030 год. Согласно целевым показателям, к тому времени доля россиян со средним и высоким уровнем финансовой грамотности возрастет до 80 процентов, при этом уже в 2024 году доля школьников и учащихся системы среднего профессионального образования, охваченных преподаванием финансовой грамотности, достигнет 100 процентов.
Ресурсная база для реализации этих задач создана: на сегодня 90 процентов российских школ включили в свои учебные планы мероприятия по финансовой грамотности. Обучающие пособия по финансовой грамотности для 2-11-х классов включены в Федеральный перечень учебников Минпросвещения России.
Особенность развития финансовой культуры заключается в адресном подходе. Специалисты разрабатывают и продвигают образовательные и просветительские продукты для различных возрастных групп. Для каждой категории — а среди них дошкольники, школьники и их родители, взрослое население, лица пенсионного возраста — созданы свои продукты.
"Понятно, что одни и те же инструменты и каналы коммуникаций не будут одинаково эффективно работать и для молодежи, и для взрослого экономически активного населения, и для людей пенсионного возраста, — поясняет Анна Харнас. — Финансовая грамотность должна быть адаптирована для разных целевых аудиторий".
Среди успешных примеров по вовлеченности целевой аудитории можно выделить детский подкаст про деньги "Крош и Грош" (совместно со "Смешариками"), видеоподкаст для старшеклассников "Пушкин знает!" (совместно с "Почта Банком"). Главным героем шоу стал актер и блогер Андрей Борисов, который перевоплотился в русского классика и "прожил" его финансовые неудачи (за 2 месяца количество просмотров приблизилось к 1,5 миллиона). Популярностью пользуется и семейный онлайн-фестиваль "ФинЗОЖ Фест" — в этом году его контент собрал более 12,5 миллиона просмотров.