Sputnik Кыргызстан побеседовал с теоретиками и практиками и узнал, насколько выгоден для Кыргызстана южный маршрут в Россию.
Ранее пресс-служба Министерства экономики и коммерции сообщила, что Кыргызстан прорабатывает новый маршрут для развития торговли. Пройдет он через Узбекистан, Туркменистан и Каспийское море. Над проектом работают Минтранс, Минэкономики и грузоперевозчики. Представители госорганов и бизнеса четырех стран ознакомились с деятельностью портов в Астрахани и провели переговоры.
Мнение президента ТПП КР
Глава Торгово-промышленной палаты Кыргызстана Темир Сариев сказал, что положительно относится к проекту южного пути в Россию.
© Sputnik / Акбар Акжигитов
"У нас для перевозки грузов всегда должно быть несколько вариантов. Не секрет, что с казахами есть определенные проблемы и их надо решать как в двухстороннем порядке, так и на уровне ЕАЭС. Но маршрут через Казахстан и южный путь ни в коем случае нельзя противопоставлять друг другу, ни к чему хорошему это не приведет", — считает Сариев.
По его словам, Казахстан тоже развивает подобный маршрут через Азербайджан, Каспий на рынки Ирана, Турции и Южной Европы.
"А чем мы хуже? Мы тоже будем искать новые пути для бесперебойного перемещения товаров. Да, через Казахстан товары из России и обратно идут напрямую, но здесь же очень важны тарифная политика и процедурные вопросы. Часто бывает так, что самый близкий путь в силу различных причин обходится грузоперевозчикам намного дороже, да и по времени товар идет дольше, чем хотелось бы. Как говорится, человек всегда будет искать где лучше, а бизнес — где быстрее и дешевле. У бизнеса нет границ, и он никогда не стоит на месте", — сказал глава палаты.
Взгляд из России
Директор Института экономики, транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин отметил, что необходимость развития новых маршрутов всегда диктуется реалиями.
© Sputnik / Евгений Биятов
/ "Несомненно, проект очень интересный с точки зрения логистики, но тут есть два важных фактора, которые нужно решить. Первый — пропускная способность каспийских портов в Астрахани, Махачкале и Аляте. Второй вопрос — договоренность Кыргызстана с прикаспийскими государствами. Тут трудно комментировать, так как этот вопрос затрагивает уже не транспортные проблемы, а политические. То есть все зависит от взаимоотношений Кыргызстана с транзитными странами. Если вам удастся уладить политическую сторону, то маршрут, конечно, будет иметь смысл, так как южный коридор очень перспективен в силу того, что западный закрылся. В этих условиях, даже если оставить за скобками сложности с Казахстаном, любые пути по южному направлению имеют определенный смысл как альтернативные способы доставки необходимых товаров.
А что на практике?
Менеджер по международным грузоперевозкам Таалай Тургунбаев отметил, что маршрут создается не в обход Казахстана, а как альтернативная дорога для юга нашей страны.
"В зимний период из-за погодных условий товары намного легче отправить по южному маршруту, то есть через Узбекистан, далее по Туркменистану и паромом по Каспию в Россию. В Астрахани и Аляте есть порты, которые могут принять груз и отправить далее на автотранспорте. Недавно прошла встреча, где обсуждался вопрос с Узбекистаном и Туркменистаном. В Ашхабад мы направили письмо с просьбой упростить процедуру получения виз для наших водителей. Также с нами на связи представители правительства Астраханской области и компаний по морским грузоперевозкам", — сказал Турганбаев.
Он подчеркнул, что пока все просчитывается и по конечным ценам еще ничего неизвестно.
"Но можно сказать, что доставка по южному пути вполне соизмерима со временем прохода груза через Казахстан. Так, через Узбекистан в среднем можно проехать за сутки, Туркменистан тоже за сутки, а иногда даже меньше, а паром плывет в среднем двое суток. То есть, грубо говоря, груз из Кыргызстана в Россию и обратно может спокойно доехать за 4 дня, если не будет препятствий и погодные условия отличные. Для сравнения — транзит через Казахстан на данный момент составляет в среднем 4-5 дней", — сказал менеджер.
По его словам, по южному маршруту в Кыргызстан также попадают грузы из Турции — через Россию или Иран, далее через Туркменистан, Узбекистан и к нам в Ош.
"В новом маршруте заинтересованы не только страны-отправители и получатели, но и страны транзита, то есть Узбекистан и Туркменистан. И чем больше у нас будет альтернативных способов доставки грузов, тем лучше. Ведь изменение погодных условий не предугадаешь, а бизнес не будет ждать — один день простоя оборачивается колоссальными расходами", — пояснил менеджер.
Председатель Ассоциации перевозчиков и логистов КР профессор кафедры логистики Кыргызского государственного технического университета имени И. Раззакова Темирбек Шабданалиев подчеркнул, что создание нового маршрута для доставки грузов в Россию — это овчинка, которая стоит выделки.
© Sputnik / Асель Сыдыкова
"Это выгодно как для российских, так и для кыргызстанских грузов. Над этой идеей работают бизнес-ассоциации и перевозчики Кыргызстана. Альтернативные транспортные коридоры предлагаются давно, но административные органы в лице Минтранса и Минэконома шевелятся очень медленно. В результате у нас всего одна дорога для связи с внешним миром — через Казахстан", — сказал Шабданалиев.
По его словам, машины кыргызстанских перевозчиков, проезжающие через Казахстан, подолгу простаивают по разным причинам. Все это негативно влияет на международную торговлю и экономическое развитие Кыргызстана.
"У Кыргызстана есть несколько альтернативных транспортных коридоров. Маршрут из Кыргызстана через Узбекистан, Туркменистан и Каспийское море является частью так называемого коридора ТРАСЕКА, соединяющего Европу и Азию через Кавказ. Таким образом европейцы хотели объехать Российскую Федерацию. Но что нам мешает повернуть в Каспийском море в сторону Российской Федерации? По Каспию мы можем доплыть до Нальчика, Волгограда и других портовых городов России. Таким образом мы минуем искусственный барьер в лице Казахстана и в результате получим мощный транспортный коридор", — пояснил глава ассоциации.
Он отметил, что при создании южного маршрута нужно учитывать одну проблему.
"Дело в том, что портовые инфраструктуры Каспийского моря и перевозочный потенциал ограничены. Барж мало как у России, так и Туркменистана и Казахстана. Правительствам Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и России нужно расширять инфраструктурный потенциал маршрута. А это не только дороги, но и порты погрузки-разгрузки на Каспийском море, площадка погрузки, терминалы и прочее. Российская сторона также заинтересована в этом проекте. А в условиях экономической блокады Запада актуальность этого коридора возрастает в несколько раз. Тем более что этот коридор перекликается с другим большим проектом Российской Федерации и Индии: Юг — Север или Север — Юг, где предусматривается поток груза из Индии через Пакистан, Афганистан, и также через тот коридор, который мы пытаемся создать. То есть мы убиваем одним выстрелом двух зайцев и перестаем зависеть от действий некоторых казахских чиновников", — считает Шабданалиев.
Он подчеркнул, что реальных физических барьеров между Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном нет.
"Да, существуют субъективные барьеры в виде коррупции, но их можно устранить совместными усилиями. После встречи нашего президента с узбекским и туркменским коллегами дружественные отношения получили мощный толчок, теперь их нужно использовать на практике, в том числе при решении транспортных вопросов. При этом стоимость грузоперевозок через эти три страны или Казахстан вполне соизмерима. Я просто напомню, что раньше зимой у нас практически не было помидоров, а теперь они поставляются из Туркменистана. Думаю, с созданием нового коридора до России к нам будет поступать и молочная продукция из Беларуси, которая намного дешевле, да и другие позиции появятся на наших прилавках", — заключил эксперт.