БИШКЕК, 11 фев — Sputnik. Самолеты военно-морских сил США и Германии в июне прошлого года регулярно кружили над местами будущих взрывов на трубопроводах "Северного потока", сообщает РИА Новости со ссылкой на архивы Flightradar24.
8 февраля была опубликована статья известного американского журналиста-расследователя Сеймура Херша. В ней утверждается, что в июне водолазы ВМС США, действовавшие под прикрытием учений НАТО Baltops, заложили на дне Балтийского моря дистанционно активируемые взрывные устройства, которые в конце сентября разрушили три из четырех ниток газопровода "Северный поток".
Согласно данным Flightradar24, с 8 по 16 июня самолеты США и Германии P-8 Poseidon и P-3 Orion выполняли регулярные полеты над местами будущих взрывов. Они снижались до малых высот и в каждом полете выключали транспондеры, поэтому некоторая часть их траекторий осталась не записанной в треках портала.
8 июня американский противолодочный самолет Poseidon выполнил серию кругов, а затем его сменил немецкий разведчик Orion, барражировавший до этого в зоне ожидания западнее острова Борнхольм. Он выполнил "восьмерку" над местом будущего взрыва. Американский Poseidon 9 июня выполнил полеты как северо-восточнее, так и восточнее Борнхольма. С 11 по 15 июня самолеты Poseidon каждый день кружили именно над местами будущих диверсий, зачастую совершая множество поворотов и петель на низкой высоте. 16 июня полеты снова выполнил немецкий P-3 Orion.
Корреспонденту РИА Новости не удалось найти таких же конкретно ориентированных на районы будущих взрывов полетов бортов НАТО в ближайшие несколько дней за границами периода 8-16 июня.
Из архива следует, что минимальная высота полета военных самолетов США и Германии над Балтийским морем в местах залегания газопроводов составляла менее 600 метров. Однако она могла быть еще ниже в тех частях маршрута, которые не зафиксировала система открытого мониторинга.
Как отметил военный эксперт, главред журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, вероятнее всего, воздушные суда вели мониторинг и анализ обстановки для сопровождения работы диверсионных групп боевых пловцов.
"Возможно, уже в тот момент диверсанты закладывали взрывчатку. Самолетам нужно было контролировать морскую акваторию на предмет наличия или отсутствия там судов. Такой мониторинг позволил бы быстро эвакуировать группу диверсантов, если бы у них возникли какие-то сложности или их обнаружили. Операция проводилась в зоне интенсивного судоходства, а также в зоне, где активно работают средства контроля надводной и подводной обстановки", — сказал Коротченко РИА Новости.
Данные с Flightradar ложатся в кейс информации, распространенной Хершем.
"Необходимо сформировать международную журналистскую группу для расследования терактов на "Северном потоке". Нужно изучать все факты, обстоятельства и документы", — считает Коротченко.
По мнению эксперта, должен быть создан соответствующий сайт для аккумулирования новых данных, чтобы результаты расследования были оформлены в виде полноценного доклада с презентацией его в ООН и на других международных площадках с требованием принять соответствующие меры.