Лидер фракции "Ынтымак" Марлен Маматалиев рассказал о работе, проделанной за год его соратниками.
— 29 декабря 2021-го мы принесли присягу и приступили к своим обязанностям. Думаю, в общем Жогорку Кенеш работает неплохо, хотя оценивать самих себя, конечно, неправильно — нашу работу оценит народ. Перед "Ынтымаком" стояли задачи, которые мы озвучили еще во время предвыборной гонки. На основе тех планов разработали 32 закона: пять экономических, восемь социальных, один по государственной безопасности, а остальные по другим немаловажным направлениям.
На встречах с населением перед выборами часто поднимался вопрос о недопустимости насилия в отношении детей. В итоге мы разработали проект закона об ужесточении наказания для педофилов. Как оказалось, в законодательстве были лазейки, позволявшие этим людям избежать наказания или выйти на свободу досрочно. Некоторые скрывались за границей до истечения срока давности преступления, а потом возвращались. Есть и такие, которые получили справки в психиатрической больнице. Мы исключили эти моменты и усилили закон в части наказания — вплоть до пожизненного лишения свободы.
Другой серьезный вопрос — безработица. Мы подготовили закон о правильной эксплуатации горнорудных залежей, благодаря чему ожидается поступление в бюджет 10 миллиардов сомов. А еще ввели положение о том, что горнорудные компании обязаны брать на работу не менее 70 процентов местных жителей.
Принято постановление о борьбе со смогом. Сами знаете, в таких трудных ситуациях, как, например, пандемия коронавируса или баткенские события, большую роль играли волонтеры. Но их заслуги никак не отражены в законах, за это не начисляется трудовой стаж. После баткенских событий по просьбам местных жителей мы инициировали поправки в закон о мобилизации — в частности, одобрена выдача оружия населению приграничных районов.
Не забыты и проблемы школ, детских садов, дорог. Некоторые критики говорят, что депутаты этими вопросами не занимаются. А мы занимаемся, ведь они касаются регионов, от которых мы избраны. В прошлом году в регионах построили около 30 километров дорог. Мы контролируем возведение двух школ, одна из них уже завершена, вторая достраивается. В планах строительство еще шести. Кроме того, на свои средства или с помощью спонсоров мы строим детские площадки и спортивные залы. Сейчас в Иссык-Кульской области строят два больших спортзала, и мы выделяем в том числе собственные деньги.
— То есть стать депутатами могут главным образом богатые люди?
— Нет. Молодежь считает, что, став депутатом, обязательно разбогатеешь. Может, кто-то и богатеет, но в основном, наоборот, надо тратиться... В парламенте должны быть представители разных сфер. На последних выборах были примеры, когда победили кандидаты, которые просто нравились людям. Например, когда в партию пригласили Эрулана Кокулова, он дал средства на издание газеты, транспорт и предвыборную агитацию, но больших денег не потратил. Он завоевал доверие народа — тот оценил его труды и избрал.
29 декабря 2021-го мы принесли присягу и приступили к своим обязанностям. Думаю, в общем Жогорку Кенеш работает неплохо, хотя оценивать самих себя, конечно, неправильно: нашу работу оценит народ.
© Фото / пресс-служба Жогорку Кенеша
— Перед выборами партии стараются привлечь в свои ряды людей, пользующихся народной любовью. А как фракции оценивают пассивность и молчание некоторых депутатов в дальнейшем? Ведь народ надеялся на них...
— Каждый руководитель, создавая партию, во-первых, ставит цель пройти в парламент. Во-вторых, он хочет взять "незапачканных" людей: всегда есть риск, что партия не пройдет из-за одного человека. В-третьих, рассматриваются популярные у народа кандидатуры. Я раньше наблюдал в социальных сетях за тем, что Эрулан Кокулов делает для народа, и поддерживал его. Тогда еще не было речи о выборах в ЖК. Когда началась предвыборная гонка, мы его пригласили, поговорили о написании закона о продовольственной безопасности. Уже год, как Кокулов работает над этим документом, работа очень напряженная, возникли определенные трудности. Но законопроект все равно будет написан. Кокулов хорошо знает сферу продовольственной безопасности, а причина его пассивности в том, что раньше он не работал на государственных должностях. Он продолжает вникать во внутренние процессы, мы составили для него годовой план. Не только Эрулан — многие депутаты не могут начать работать сразу. Кто-то вскоре после избрания хочет уйти, кто-то сталкивается с интригами, политическими играми и разочаровывается.
— Сейчас Кыргызстан провозгласил себя страной с президентской формой правления. Когда республика была парламентско-президентской, Жогорку Кенеш казался сильнее. Как вы оцениваете возможности парламента на примере своей фракции?
— После перехода к нынешней форме правления парламент утратил многие функции. Раньше все депутаты были словно единое министерство. Созданная коалиция брала под контроль одно ведомство и решала там все вопросы, начиная с кадровых. Были и те, кто работал по коррупционным схемам, об этом надо говорить открыто. Сегодня не так. Наша фракция с самого начала не работает по линии правительства или оппозиции, а находится посередине. Мы поддерживаем полезные для народа инициативы правительства и не поддерживаем те, которые могут нанести вред. Например, мы против пенсионной реформы.
— Против чего конкретно?
— Было предложение повысить пенсионный возраст, в том числе для силовиков. Я возражал. Эти люди первыми рискуют жизнью в случае каких-то конфликтов, противостояний. Если, выйдя на пенсию, они желают работать, пусть работают, зачем чинить препятствия? У них должна быть вера в будущее. Еще мы были не согласны с некоторыми поправками в Налоговый кодекс. Только после того как правительство приняло во внимание наши требования и дало гарантии, мы поддержали проект в первом чтении.
— Какие еще инициативы продвигает ваша фракция?
— Мы считаем, например, что необходимо сосредоточиться на образовании. Разработали механизм, согласно которому каждый гражданин, достигший 18 лет, сможет получать от государства от 50 до 200 тысяч сомов, но не сразу. Этими деньгами можно будет оплатить учебу или первоначальный взнос за жилье. Концепция уже прошла общественные обсуждения, скоро она будет обсуждаться в комитетах и на общих заседаниях парламента.
Немаловажна и проблема мигрантов — сегодня около миллиона наших граждан находятся за пределами КР. Мы разработали законопроект, предполагающий создание миграционных центров в других странах. Сейчас правительство работает над этим, с президентом вопрос тоже согласован. В таких центрах будут выдавать паспорта, оказывать юридические услуги.
Еще нам надо поставить точку в вопросе тендеров. Если не будет исполняться постановление о борьбе со смогом, разработаем закон. Перед выборами мы обещали написать новый закон об энергетике, и последние отключения света доказали актуальность этого вопроса. Почему мы не можем строить мини-ГЭС? Потому что есть проблемы с землей. Чаще всего это земли айыл окмоту или лесного хозяйства. Ладно, инвестор за год решит вопрос, но гарантирует ли государство покупку у него энергии? И проблема тарифов тоже есть... Все это должно быть прописано в законе. Надо подготовить 100 проектов и представить их инвесторам. Желающих много, нужен только закон. На сегодня из 22 написанных нами законов прошли только шесть.
Марлен Маматалиев: Нам надо иметь хорошие отношения со всеми странами, не забывая о своих интересах. Но не считаться с интересами соседних государств мы не можем.
© Фото / пресс-служба Жогорку Кенеша
— В вашей программе затронуты многие отрасли, в том числе энергетика. Соседние страны выражают намерение строить гидроэлектростанции вместе с Кыргызстаном, что должно способствовать стабильному энергообеспечению. Но некоторые эксперты говорят, что таким образом мы допустим соседей к своему богатству — воде...
— Если бы у нас имелись деньги, хорошо было бы самостоятельно строить ГЭС. Природного потенциала достаточно. Кроме того, можно было бы реализовывать большие проекты, такие как Камбар-Ата. Но для этого нужно около 10 миллиардов долларов, а их нет. Привлекать инвесторов, конечно, надо... Хотим пригласить инвесторов из России, однако лишних денег у них по некоторым причинам нет, а ждать мы не можем. Естественно, мы в любом случае остаемся хозяевами своей земли, но инвесторы помогают нам реализовывать проекты и получают долю от прибыли. Надо четко определить сроки возврата инвестиций. Я слышал, что после получения прибыли инвесторы должны уйти. Это хороший вариант. Население у нас растет, и, думаю, проблема дефицита энергии будет все актуальнее — отключения света могут продолжиться и стать куда масштабнее. Эту проблему надо решать сегодня. Написанный нами закон дает возможность строить мини-ГЭС.
— С какими странами, кроме соседних, мы можем сотрудничать в таких вопросах?
— Нам надо иметь хорошие отношения со всеми странами, не забывая о своих интересах. Но не считаться с интересами соседних государств мы не можем.
— Насколько я знаю, вы призывали развивать и туристический сектор...
— Иностранные туристы часто спрашивают, что стоит посмотреть в Кыргызстане. Да что там иностранцы, если даже многие кыргызстанцы никогда не видели таких красивых мест, как Сон-Куль, Сары-Челек, Таш-Рабат. Это в том числе результат неразвитости внутренней инфраструктуры. Мы определили 100 мест и поставили перед государством цель создать условия для посещения этих мест. Сейчас в Кыргызстане хотят построить rest point (точки отдыха) в 68 местах. Идеи совпали с нашими, правительство выделило миллиард сомов. Теперь мы готовимся к обустройству инфраструктуры на этих объектах. Сами точки отдыха построены пока только в шести местах, в остальных дело тормозит вопрос принадлежности территории. Если наш законопроект будет одобрен, он откроет дорогу к трансформации этих земель.
— Как вы относитесь к институту курултая? Говорят, он постепенно вытеснит парламент, и некоторые депутаты восприняли его настороженно.
— Да, когда был предложен проект закона, возникли сомнения. Но по закону, чтобы парламент прекратил работу, он должен самораспуститься. Мы голосовали против курултая. В законопроекте есть пункты о том, что курултай может вмешиваться в работу местных властей, даже в кадровые вопросы... Я два дня участвовал в работе курултая, но не заметил ничего опасного. Наоборот, много полезного. Был слышен голос народа, поднимались реальные проблемы. Мы сами встречались с народом, решали многие вопросы. Я видел положительные итоги курултая.
Марлен Маматалиев: Наш созыв пока рассмотрел только постановление по смогу. Я согласен, но не нужно издавать законы пачками, а нужно контролировать их исполнение.
© Sputnik / Асель Сыдыкова
— У парламента есть функция контроля над исполнением законов. Как вы думаете, нынешний созыв ЖК, в том числе ваша фракция, справляются с этой задачей?
— Наш созыв пока рассмотрел только постановление по смогу. Я согласен, что не нужно издавать законы пачками, а нужно контролировать их исполнение. Предусмотрена специальная процедура: по истечении шести месяцев мы должны рассматривать функциональность закона и давать свою оценку. Наша фракция провела анализ. Сейчас в стране действуют около 2 500 законов, 33 специальных кодекса, почти десяток процессуальных кодексов. Некоторые из них не соответствуют друг другу и вообще лежат мертвым грузом. Я предложил оставить только 30 кодексов.
— Фракция "Ынтымак" настаивает на решении проблемы смога в Бишкеке. Когда, по-вашему, она может быть решена?
— Если коллеги-законодатели, исполнительная власть и суды помогут, проблема решится за 2-3 года. Главной причиной смога являются новостройки вокруг столицы, жители которых вынуждены отапливать дома углем. О качестве угля говорить не приходится, но это дешевле, чем отапливаться газом. В Польше один доктор наук изобрел фильтр, который не пропускает вредные вещества из печи. Я сказал членам молодежного крыла нашей фракции, чтобы они поехали в Польшу и приобрели франшизу. Если все получится, мы избавимся от смога. Государство сможет закупить фильтры для неимущих, а более состоятельные граждане приобретут их самостоятельно.