Полную запись беседы слушайте в аудиозаписи.
Анара Султангазиева отметила, что последним к использованию ГСМ класса 4 и 5 в ЕАЭС перешел Казахстан. Кыргызстан должен был это сделать еще в 2018 году, но остается единственной страной, которая продолжает просить отсрочку по этому требованию техрегламента союза.
"Для сравнения: 1 литр бензина класса К2 выделяет в окружающую среду 50 миллиграммов вредных веществ, а класса К5 — всего лишь 10. Легковой автомобиль в среднем потребляет 2 тонны ГСМ в год , а их в Бишкеке около миллиона. Вот и считайте. Глава кабмина Жапаров недавно предложил запретить въезд иногородним машинам в столицу. И это правильно. Передвигаться по городу приезжие должны на общественном транспорте", — добавила она.
По словам Султангазиевой, отсрочки по переходу на автомобильное топливо классов 4 и 5 все эти годы кабмин просил из-за местных НПЗ. Требования к качеству топлива должны быть одинаковыми как для импортеров, так и для производителей. Но заводы даже не пытались искать возможности для модернизации своего оборудования, потому что им выгодно производить низкоклассное топливо, а продавать под той же 92-й или 95-й маркой по общей рыночной цене.
"Кроме плохих ГСМ, нельзя в Бишкеке использовать и низкосортный кара-кечинский уголь. Последние годы правительство только и говорит, что нужно все и везде перевести на отечественный уголь. Но я продолжаю настаивать, что этот уголь неспелый. Еще в союзное время специалисты говорили, что этому углю нужно еще сто лет, чтобы он дозрел. А еще в нем обнаружены частицы урана", — добавила Султангазиева.