Вадим Павлов
Актуальность темы обусловлена происходящей сегодня трансформацией международной платежной архитектуры. Из-за множественных ограничений, накладываемых странами Запада на неугодные им государства, все большее количество стран приходит к осознанию необходимости поиска альтернативных способов осуществления международных расчетов без использования доллара США и новых способов организации платежей на базе достижений финтех-индустрии.
Одно из наиболее ярких недавних предложений — создание универсальной платежной системы для государств ЕАЭС и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) с общей платежной картой, а также проработка вопроса создания международной резервной валюты на основе корзины валют стран БРИКС.
Большой шаг к интеграции
Как в ходе МЭФ СНГ отмечали эксперты, использование Западом санкционного механизма в качестве инструмента внешней политики стало возможным благодаря тому, что практически вся мировая торговля ведется в американских долларах либо зависит от них. Именно поэтому правительство США может применять силу через свою валюту и глобальные финансовые институты.
Оттого многие страны мира заинтересованы в развитии национальных и межгосударственных платежных систем (например, они действуют в Южной Америке и Азии).
Одно из таких предложений впервые прозвучало в конце прошлого года в ходе международного форума БРИКС+. Тогда Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) выступила с инициативой создания универсальной платежной системы для стран — участниц ЕАЭС и БРИКС с общей платежной картой. Реализация этой инициативы позволила бы объединить национальные платежные системы государств ЕАЭС ("Мир", "Белкарт" и другие), Китая (Union Pay), Индии (RuPay) и Бразилии (Elo).
Интерес к реализации проекта может возникнуть, поскольку он отвечает целям более глубокой интеграции стран — участниц объединений, поделился мнением со Sputnik старший директор, руководитель Группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень.
"Система частично упрощает международные расчеты и несколько снижает подверженность операционным рискам, в том числе рискам, связанным с санкциями. Страны получат возможность участвовать в регулировании работы такой системы", — объяснил эксперт.
Как ранее заявил президент РФ Владимир Путин, одним из главных вопросов по линии БРИКС является создание международной резервной валюты на основе корзины валют государств-участников.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва предложил пойти дальше и в целях достижения независимости от доллара подумать над возможностью создания общей валюты стран БРИКС и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) для использования при взаиморасчетах.
Принимая во внимание вышесказанное, новый механизм международных расчетов мог бы позволить ряду государств добиться гораздо большей финансовой независимости от Запада, который при отказе от выполнения каких-либо его требований способен в нарушение всех общепринятых норм и правил начать "душить" ту или иную экономику за счет своей фактически монопольной позиции на мировом финансовом рынке.
"Идея [создания универсальной платежной системы ЕАЭС и БРИКС] перспективная, потому что в идеале позволит сформировать альтернативную платежную инфраструктуру, неподконтрольную западным странам и сразу имеющую огромное количество подключенных к ней пользователей и организаций, — заявил в разговоре со Sputnik младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Вячеслав Путиловский. — Это сильно затруднит санкционное давление на страны-участницы по любым поводам и усилит конкуренцию на рынке".
Новые геополитические реалии повышают актуальность создания платежной системы, объединяющей государства ЕАЭС и БРИКС, для усиления независимости национальных рынков от давления крупнейших мировых экономик и привязки международных расчетов к ограниченному числу валют, а также с целью продолжения процесса дедолларизации, считает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Г. В. Плеханова Елена Воронкова.
"Собственная платежная система технически вполне возможна и даже сократит операционные издержки на проведение взаимных платежей. Но это потребует от участников существенных инвестиций в новую платежную инфраструктуру", — отметила эксперт.
По ее мнению, прогресс в реализации данной инициативы не только снизит риски для участников внешнеэкономической деятельности стран БРИКС И ЕАЭС, но и повысит инвестиционную привлекательность рынков, которые потенциально не будут зависеть от внешних санкционных угроз. Тем более, если состав участников этих объединений будет расширяться.
В перспективе, по мнению экспертов, членами ЕАЭС могут стать Узбекистан и Таджикистан, а на вступление в БРИКС только в 2022 году подали заявки Аргентина, Алжир и Иран. Ранее также сообщалось о стремлении Турции, Египта и Саудовской Аравии стать членами БРИКС, а в 2023-м о возможности присоединения к объединению заявили в Индонезии.
Что предстоит сделать?
Для создания единой международной резервной валюты — даже если речь о ее применении только в безналичных расчетах — странам ЕАЭС и БРИКС потребуется как минимум сформировать ряд предпосылок, считает Елена Воронкова.
"Нужно создать устойчивую экономическую базу для обеспечения стабильности национальных валют, которые войдут в корзину новой единой валюты, сгладить различия в экономическом развитии государств-членов, которые сегодня весьма ощутимы, без чего невозможно проведение единой финансовой политики в будущем, а также совершенствовать объемы и структуру взаимной внешней торговли как поле для широкого использования общей валюты в расчетах и в качестве резервов в перспективе. Пока доля ЕАЭС в торговле с БРИКС не превышает 30 процентов", — рассказала финансист.
Для формирования новой межнациональной региональной платежной системы, по мнению эксперта, участникам придется поступиться частью экономического суверенитета.
"И это серьезный шаг, требующий безусловного взаимного доверия. Хотя накопленный опыт принятия и реализации общегосударственных решений, в том числе в сфере финансов, как кажется, может стать фактором поддержки в этом аспекте", — отметила Воронкова.
При создании такой системы страны ЕАЭС и БРИКС могут столкнуться с определенными проблемами, считает Вячеслав Путиловский.
"Основные проблемы здесь видятся в обеспечении информационной безопасности и комплаенса, так как будут делаться информационные шлюзы для разных платежных систем и рынков, где разные законодательство и информационные стандарты. Некоторые государства также могут захотеть получить информационный и/или аппаратный контроль над всей системой, что вряд ли понравится другим участникам", — считает эксперт.
По мнению Путиловского, для реализации любой из идей о замене каким-либо инструментом доллара США как основной резервной валюты и валюты для международной торговли необходима долговременная политическая воля.
"Воля, которая позволит также преодолеть жесткое экономическое и политическое сопротивление со стороны бенефициаров текущего положения дел", — сказал он.
При создании международной резервной валюты стран БРИКС прототипом может стать валюта МВФ — SDR (специальные права заимствования), полагает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин.
"Например, это будет резервная валюта на основе корзины валют развивающихся стран БРИКС, — говорит он. — Процесс создания такой валюты весьма небыстрый, поскольку необходимо будет решить много трудных вопросов. Например, обеспечить 100-процентную ликвидность с возможностью мгновенной конвертации новой резервной валюты в любом банке или обменном пункте мира на любые иные деньги, банкноты или монеты; беспроблемность открытия депозита (вклада) в любом серьезном банке мира именно в этой валюте; возможность свободной покупки оптовых партий разнообразных биржевых товарных фьючерсов на любой из крупнейших товарных бирж мира. Все эти вопросы потребуют колоссальных человеческих и финансовых затрат".