По привычке говорим "наши" — интервью с Орзубеком Назаровым о спортсменах РФ

Исполком Международного олимпийского комитета отложил вопрос об участии российских и белорусских спортсменов на играх в Париже. Глава исполкома Томас Бах выступил за то, чтобы все-таки позволить спортсменам выступать под нейтральными флагами.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Сложно ли спортсменам оставаться вне политики, какой урон нанесли политические санкции мировому спорту и можно ли считать будущую олимпиаду полноценной без участия российских и белорусских атлетов, в интервью радио Sputnik Кыргызстан рассказал семикратный чемпион мира по версии WBA Орзубек Назаров.
— Как вы относитесь к тому, что российским спортсменам во многих случаях или вовсе запрещают выступления в международных соревнованиях, или лишают идентичности в форме и флаге?
— До поры до времени спорт и политика шли параллельно, но друг другу не мешали. Спорт всегда укреплял политику, это был один из очень серьезных ключей укрепления государственности. Однако мы видим, что в последние годы спорт чрезмерно политизирован. Некоторые страны стали пользоваться своими полномочиями некорректно с целью уничтожить Россию. Решение, которое в прошлом году принял МОК, сильно ударило по российским спортсменам. Но оно ударило и по мировому спорту. Мир лишился возможности посмотреть на российских и белорусских спортсменов.
— Можно ли считать соревнования без россиян полноценными?
— Мое мнение — нет. Ведь это бьет и по соперникам во всех видах спорта. Нет куража, конкуренция пропадает, и все это чувствуют болельщики. В таком виде спорта, как бокс, могут быть вообще два равновесных спортсмена, участия которых ждут в финале соревнований.
— Стоит ли в ответ спортсменам бойкотировать "недружественные" соревнования?
— Я часто сталкиваюсь с мнением диванных критиков, что спортсмены должны участвовать в этих политических играх и не приезжать на соревнования. Но кто они такие? Пускай наденут нашу спортивную обувь и пройдут тот путь, который мы прошли. Он начинается с того момента, когда ты впервые переступаешь порог спортивного зала, и далее ведет к мечте: олимпийской медали, медали чемпионата мира. И как я могу отказаться? Это вся моя жизнь. Я, например, еще писать-то нормально не умел, а уже занимался боксом. Дети, которые еще ходить не могут нормально, уже занимаются гимнастикой. Это наша любовь, наша работа.
— Как думаете, сложно ли спортсмену выходить под нейтральным флагом?
— Да, сложно. Но олимпийская медаль или медаль чемпиона мира остается в копилке спортсмена, который к этому шел не один десяток лет. Ставя себя на место россиян, думаю, что участие под нейтральным флагом стало бы для меня еще большим куражом. Я бы еще больше разозлился и сделал бы все, чтобы флаги соперников висели как можно ниже. Пускай висит флаг Олимпийского комитета, ну и черт с ним. Все равно в истории спортсмен останется россиянином, белорусом, кыргызстанцем или американцем.
— Какую роль патриотизм играет в жизни спортсмена?
— Когда мы приходим в спортивный зал, никогда не думаем о будущих регалиях, олимпийских медалях. Мы идем туда, потому что нравится тот или иной вид спорта. В дальнейшем любовь переходит в работу, работа превращается в профессию. Затем она начинает приносить доход за твои ежедневные усилия. И только потом приходит слава — любовь народа, людей, телевизионщиков или ненависть других, потому что ты одолел соперника, их любимчика. Патриотизм у спортсмена начинается на соревновательном этапе. Ты испытываешь гордость: ага, я вот выступаю за Кант, я горд, что я кантовчанин. Потом выступаю за Кыргызстан и представляю страну. В итоге все уходит на второй план. Деньги? Если кто-то говорит, что он ради денег дерется, бегает или прыгает — ерунда это. Когда спортсмен говорит, что не будет выступать на соревнованиях, если там не будет флага страны, в нем говорит патриотизм. Но потом он садится, остывает, разговаривает с тренером, друзьями и начинает понимать, что да, патриотизм — это одно, но 15 лет работы — как их выкинуть? Я просто хочу сказать — ребята, не обесценивайте ту работу, которую вы проделали. Все равно в истории вы останетесь гражданами своей страны.
— Спортивные санкции не одинаково ударили по разным видам спорта. От чего это зависит?
— В данном моменте многое зависит от федерации, в частности, от президента федерации того или иного вида спорта. Умар Кремлев, президент Международной ассоциации бокса, одним из первых выступил против этой большой машины в прошлом году. Сегодня у него, насколько я понимаю, очень сложные отношения с Международным олимпийским комитетом. Даже на играх во Франции IBA не принимают участия в отборе спортсменов, МОК забрал эти функции себе. Если бы было больше таких президентов спортивных федераций, которые бы ставили спорт выше политики, тогда соревнования оставались бы на высоком уровне.
— Как, по-вашему, подобные политические санкции отразились на последних крупных соревнованиях?
— Если вы имеете в виду выступления россиян под нейтральным флагом, то я считаю, что никак. Для нас очень важно психологическое состояние русскоговорящих людей — тех, кто за Россию, Беларусь болеют. Ведь по привычке мы все равно говорим, что это наши ребята. И комментаторы наши. Да, там иностранный комментатор что-то говорит на своем, но кто его слушает? Мы-то слушаем нашего комментатора, и он говорит: наш борец, наш спортсмен. Да, флаг российский не поднимается, но вы же знаете фамилию этого спортсмена. Духовно Россия и Беларусь ничего не теряют от того, что флаг не поднимается. Психологически спортсменам, конечно, сложно. Даже от того, что все идут со своими флагами, а ты безликий — даже футболку с триколором надевать запрещено. Однако ребята продолжают бороться, а болельщики ими гордятся.
Орзубек Назаров снова на ринге! Разговор на кулаках с легендарным боксером