Первая информация о возможном создании тройственного газового союза между Россией, Казахстаном и Узбекистаном появилась на полях встречи президента РК Касым-Жомарта Токаева и премьер-министра РФ Михаила Мишустина в декабре 2022 года. Новость стала настоящей информационной бомбой, так как никто ранее публично не обсуждал возможность подобного сотрудничества между соседними странами в газовой сфере.
У каждого государства в вопросе создания союза есть свои интересы. Рассмотрим их подробнее.
Для России остро стоит вопрос поиска новых рынков сбыта природного газа. В прошлом году российский "Газпром" поставил на экспорт рекордно низкий объем сырья. Так, в страны дальнего зарубежья было поставлено 100,9 млрд кубометров против 185 млрд в 2021-м. Падение произошло главным образом из-за резкого сокращения поставок газа в Евросоюз — основного рынка сбыта для компании — с 146 млрд до 61 млрд кубометров. Таким образом, за счет разворота существующей газотранспортной инфраструктуры "Средняя Азия — Центр" и строительства новых веток трубопроводов удастся расширить возможности для экспорта природного газа на рынки Казахстана и Узбекистана. Более того, за счет получения доступа к ГТС этих стран Россия рассчитывает создать возможности для поставок газа в Китай по существующему трубопроводу "Центральная Азия — КНР".
Казахстан, с одной стороны, сталкивается с определенным дефицитом газа, который в 2023 году составит около 1,7 млрд кубометров. При этом республика имеет очень низкий уровень газификации регионов, особенно северных и восточных. Реализация планов трехстороннего сотрудничества в рамках союза позволит РК, кроме получения транзитных платежей за транспортировку российского сырья в Узбекистан, частично решить проблему снабжения газом северных и восточных областей страны.
Минэнерго Казахстана, комментируя переговоры с российской стороной, отметило, что в 2024–2025 годах поставки газа из РФ могут достичь 4 млрд кубометров, а в перспективе объем способен вырасти и до 10 млрд. Ранее сообщалось, что в рамках подключения "Газпрома" к газификации Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей рассматривается возможность строительства одного из двух вариантов магистральных газопроводов "Барнаул — Семей — Усть-Каменногорск" с ответвлением в Павлодар и "Темиртау — Павлодар — Семей — Усть-Каменогорск".
Для Узбекистана сегодня остро стоит проблема дефицита газа. В условиях ограниченных возможностей для наращивания добычи сырья республика сталкивается с ростом его потребления на фоне реализации ряда крупных экономических проектов и стремительно растущего населения. Согласно прогнозу экспертов Ташкентского института макроэкономического прогноза и региональных исследований, в 2023 году добыча увеличится до 56,3 млрд кубометров против 51,7 млрд в 2022-м. При потреблении 46,4 млрд кубометров и внешних обязательствах по поставкам газа (в Китай) в стране, особенно в пиковые моменты потребления зимой, наблюдается дефицит голубого топлива в объеме 20 млн кубометров в сутки. Так как основу электрогенерации в РУз составляют газовые ТЭЦ, а рост потребления электроэнергии промышленностью и населением демонстрирует стремительную динамику, внутренние потребности в ближайшие годы будут только расти. Среди соседей республики только Россия и Туркменистан могут обеспечить ее растущие потребности, причем у последнего большая часть газа идет на внутреннее потребление и экспорт в Китай.
В списке бенефициаров создания газового альянса России, Казахстана и Узбекистана стоят соседи по региону — Таджикистан и Кыргызстан. В последнем "Газпром" уже является владельцем местной ГТС и обеспечивает ее снабжение газом, соответственно экспорт российского сырья в регион позволит обеспечить бесперебойные прямые поставки для потребностей КР.
Таджикистан в период распада СССР потреблял почти 2 млрд кубометров голубого топлива. Этот объем по разным причинам сокращался до нуля в 2015–2016 годах, а по итогам 2020-го составил 0,2 млрд кубометров. Очевидно, что появление в регионе российского газа и начало его поставок в Таджикистан в перспективе открывает возможности для наращивания газовой электрогенерации в республике.
Резюмируя обзор потенциальных выгод "газового разворота" России в сторону Центральной Азии, можно констатировать, что создание газового альянса отвечает интересам всех его участников и соседних стран, так как, помимо решения насущных вопросов обеспечения энергетической безопасности, будет способствовать росту общего экономического потенциала.