В Кыргызстане приняли Программу развития бизнеса до 2026 года — основные моменты

Недавно кабинет министров Кыргызстана принял Программу развития бизнеса до 2026 года. Sputnik ознакомился с документом и выслушал мнения предпринимателей о нем.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Программа предусматривает сотню мероприятий, многие из которых должны быть выполнены в этом году. Насколько они вообще выполнимы и можно ли назвать цели властей амбициозными, мы спросили у представителей бизнес-сообщества.

Предпосылки

В программе говорится, что последствия пандемии и геополитический кризис негативно повлияли на бизнес и инвестиционную среду. Мировые финансовые институты заявили о глобальной рецессии, которая привела к коллапсу международной торговли, приостановке деятельности целых отраслей национальных экономик, существенному ухудшению положения населения.

Цели программы

Как отмечает Министерство экономики и коммерции, реализация документа будет способствовать достижению следующих индикаторов, отраженных в Национальной программе развития страны до 2026 года:
ежегодный рост экономики на 5 процентов;
ВВП на душу населения не менее 1,5 тысячи долларов;
снижение уровня безработицы до 5 процентов;
ежегодный приток прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 13 процентов к ВВП;
сохранение размера внешнего госдолга на уровне не более 60 процентов к ВВП;
сокращение выбросов парниковых газов на 17 процентов;
внедрение устойчивых (зеленых) закупок до 30 процентов от годового объема.
Помимо этого, ставятся задачи улучшить положение страны в международных рейтингах на 5-10 позиций, снизить уровень бедности и так далее.

Задачи на 2023 год

Программа включает 101 мероприятие, для всех предусмотрены сроки. Как указано выше, часть мероприятий должны быть проведены в текущем году.
В числе прочих речь о следующих задачах:
передать плановые налоговые проверки на аутсорсинг аудиторским компаниям;
повысить статус предпринимателей, сформировать реестр добросовестных бизнесменов, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие страны;
внедрить во всех госорганах систему KPI для оценки вклада в экономику, в том числе учитывая привязку к международным рейтингам;
изучить целесообразность признания бизнес-визы развитых стран;
внедрить навигационные пломбы при экспорте и импорте товаров в рамках ЕАЭС с обеспечением их достаточным количеством (планируемый результат — пятикратное сокращение времени на прохождение границы, двукратное снижение объемов теневой экономики);
выделить часть государственных кредитных средств на проекты женщин-предпринимательниц;
создать на границе с Китаем и Узбекистаном центры приграничной торговли с необходимой таможенной, транспортной, торгово-логистической инфраструктурой (по факту список гораздо больше, он есть на сайте.

Общее впечатление от программы и плюсы

Президент Ассоциации поставщиков (производителей и дистрибьюторов) Гульнара Ускенбаева считает "явным плюсом" календарный план мероприятий, где указаны сроки исполнения, ответственные госорганы и бизнес-организации. Другое преимущество — мониторинг исполнения.
"Основная проблема наших стратегических программ в том, что они вроде есть, а как будет отслеживаться исполнение, непонятно. Считается, что правительство отслеживает программы, но мы не видим механизма. А здесь четко написали, что минимум два раза в год будет проводиться мониторинг исполнения", — отметила Ускенбаева.
Глава ассоциации оценивает документ положительно и надеется, что он позволит бороться с барьерами, которые мешают предпринимателям. Важно, что список мероприятий может корректироваться.

Есть ли у программы минусы?

Исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков в целом согласен с Ускенбаевой.
"Документ, конечно, далек от идеального, но основная его роль — быть ориентиром, а также символом того, что государство имеет краткосрочную и среднесрочную программы создания благоприятной бизнес-среды. Такая программа — знак для международных организаций, что Кыргызстан намерен двигаться к реализации целей устойчивого развития ООН, к переходу на "зеленую" экономику, снижение выбросов, повышение уровня жизни уязвимых групп населения и так далее", — объяснил Садыков.
Он уточнил, что минусы будут заметны только по ходу реализации программы.
Гульнара Ускенбаева разделяет это мнение. Она привела в пример Налоговый кодекс КР, преимущества и недостатки которого стали видны лишь после внедрения его положений.

Реалистичны ли задачи?

Глава МДС уверен, что задачи программы "минималистичны" и достижимы. Он привел следующие аргументы:
у многих соседей по региону, а также у стран Кавказа рост экономики отражается двузначными цифрами (10 и более процентов), тогда как в Кыргызстане поставлена задача добиться ежегодного роста ВВП на 5 процентов;
уровень ВВП на душу населения в Казахстане и России составляет порядка 8 тысяч долларов (по программе нужно достичь показателя в 1,5 тысячи).
Глава Ассоциации поставщиков тоже считает программные задачи вполне реалистичными, так как Минэкономкоммерции отвечает за проведение многих мероприятий.
"У них много подразделений, не один человек будет за все отвечать. Посмотрим, удастся ли достичь всех целей, но важно, что начнут выполняться какие-то мероприятия", — подчеркнула Ускенбаева.
Пресс-центр
Электронные накладные — претензии бизнеса КР и ответы госорганов