Почему России и Китаю выгодно развитие ЦА — мнение экспертов

Политологи сходятся во мнении, что нельзя воспринимать действия Китая как экспансию, а политика в Центральной Азии не только согласована с Москвой, но и направлена на установление стабильности и экономического роста в регионе.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В Сиане прошел саммит "Центральная Азия — Китай". Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что наступает новая эпоха в сотрудничестве с Центральной Азией в сферах торговли, сельского хозяйства, грузовых перевозок, строительства, энергетики и так далее. Также было заявлено, что Китай предоставит 3,72 миллиарда долларов финансовой поддержки и безвозмездной помощи странам ЦА и готов помочь в сфере безопасности и обороны в целях обеспечения мира в регионе, в том числе в Афганистане.
Эксперты прокомментировали итоги саммита в Китае с геополитической точки зрения и рассказали Sputnik Кыргызстан, что кроется за пакетами соглашений со странами Центральной Азии, подписанных в Сиане.

Экономика как основа стабильности

Директор аналитического центра "Разумные решения" Эсен Усубалиев считает, что между Россией и Китаем выстраивается согласованная политика по отношению ко всем странам Евразии.
— Впервые в 30-летней истории независимого развития региона прошел саммит Центральной Азии и Китая, и я полагаю, что это знаковое событие будет определять ближайшие 10-20 лет важные экономические и политические тенденции в Центральной Азии и в целом в Евразии. Если обратить внимание на подписанные соглашения, то мы видим, что страны ЦА получат мощнейший приток инвестиций в ряд инфраструктурных, экономических, ресурсодобывающих проектов, а это может стать фундаментом для нового развития региона, что будет важным элементом экономического сотрудничества на пространстве Евразии.
Сегодня многие опасаются так называемой "тихой экспансии" Китая и говорят, что Пекин борется с Россией за влияние в регионе. Это уже традиционный взгляд на этот вопрос, когда политика Китая и России в Центральной Азии рассматривается как соперничество, и предполагалось что два гиганта рано или поздно схлестнутся в борьбе за регион. Но, как показала практика последних 10-15 лет, стратегическое партнерство России с Китаем развивалось семимильными шагами. Теперь, смотря на укрепление глобального стратегического партнерства, вряд ли можно рассматривать действия Пекина и Москвы несогласованными, и безусловно, эти вопросы они обсуждали между собой. То есть саммит "С + С5" не был неожиданностью для Кремля. Думаю, тут имеют место постоянные масштабные консультации в треугольнике Россия — Китай — Центральная Азия. Поэтому итоги саммита нельзя рассматривать как какой-то шаг Китая к соперничеству.
Более того, экономическое содействие Поднебесной в Центральной Азии имеет характер стабилизирующего фактора. Логика тут проста — странам ЦА помощь России в обходе санкций невыгодна, и, понимая это, Китай предлагает помощь для экономической устойчивости стран региона. Иными словами, предлагая широкое экономическое сотрудничество странам ЦА, Китай отчасти сохраняет стабильность южного тыла России. Я не исключаю, что это тоже было предметом договоренности между Пекином и Кремлем, поскольку чем стабильнее и независимее перед санкциями Запада будут страны Центральной Азии, тем выгоднее будет и России, и Китаю. Ведь спокойствие и поступательное развитие в ЦА крайне важны для развития не только китайско-российского диалога, но и в целом многих процессов, которые сегодня происходят на пространстве Евразии, в том числе в сфере безопасности.
И такая политика особенно актуальна в условиях усиливающегося давления Запада и продиктована угрозами введения новых санкций, а также отчетливым сигналом со стороны так называемой "Большой семерки", которая открыто говорит, что Китай и Россия являются ее потенциальными противниками. Поле "битвы" Запада может проходить не только на территории Центральной Азии, но и в любом другом регионе мира, где соприкасаются интересы русского медведя и китайского дракона, в том числе в Африке, Европе, Юго-Восточной Азии, регионе Индийского океана.
Если говорить не о глобальных, а о конкретных изменениях для жителей региона, то можно сказать, что если две державы обеспечат стабильность, то возникнут условия для постепенного роста благосостояния. И неспроста, например, Узбекистан будет изучать китайский опыт преодоления бедности. А проект железной дороги, соединяющей Китай, Кыргызстан и Узбекистан, даст мощнейший экономический толчок всему региону ЦА.
Только за счет транзита товаров Кыргызстан существенно увеличит экономическое благосостояние, а есть еще сфера услуг, сопровождения грузов, которые позволят создать рабочие места. То есть открываются новые сферы заработка и совершенно новое и очень мощное поле для развития бизнеса. В итоге бизнесмен, условный школьный учитель или врач, почувствуют положительные сдвиги от такого сотрудничества с Китаем.
В этих условиях Запад ничего не может предложить региону, и даже если он предложит деньги, то Центральная Азия не может игнорировать свое географическое положение. Даже если на чаше весов будут многомиллиардные инвестиции западных партнеров, возникает резонный вопрос: куда их девать, если в окружении тебя есть Китай и Россия?
Поэтому страны Центральной Азии сделали правильный стратегический выбор в пользу естественного сотрудничества, которое предопределено нам историей, географией, прагматичностью и реалистичным подходом к политической обстановке в мире. И процессы многостороннего взаимодействия, которые происходят на пространстве Евразии, такие как "Один пояс — один путь", ЕАЭС, ШОС и многие другие, призваны улучшить экономически и сделать политически устойчивым регион ЦА, так как от этого связующего звена зависит безопасность России и Китая.

Связующее звено

Политолог Марс Сариев считает, что Китай и Россия проводят системную политику — от Ближнего до Дальнего Востока.
— Мы все видим, что на Ближнем Востоке произошли мощные геополитические изменения, и в первую очередь это результат переговоров между Саудовской Аравией и Ираном, которые кардинально изменили картину в регионе. Кавказ тоже идет к стабилизации — Армения признала целостность территории Азербайджана (вместе с территорией Карабаха — прим.ред.). Китай, Россия и Иран заинтересованы в стабильности. Таким образом, в наступившем мире Ереван получит выход на транспортные коридоры в Европу через Турцию и станет процветающей страной. Сейчас мы видим, как саммит "Китай — Центральная Азия" меняет ситуацию в регионе, и тут есть особые моменты, которые показывают, что никогда ранее Китай не проводил такую активную политику с центральноазиатскими республиками.
Роли России и Китая в ЦА исторически сложились так — Китай играет больше на экономическом поле, а у России, кроме экономики, в прерогативе политический и военный аспекты. Сейчас Китай, помимо соглашений, охватывающих обширную часть экономической и социальной сферы, заключил и соглашения в области укрепления обороны и безопасности с пятью республиками Центральной Азии. Особенное внимание Китай обратил на то, чтобы усилить в военном плане Таджикистан, потому что ситуация в Афганистане им воспринимается как потенциально опасная. Этот фактор, конечно, будет способствовать стабильности в регионе ЦА, но тут надо подчеркнуть, что все эти действия были согласованы с Москвой. Напомню, что все главы ЦА до саммита участвовали в параде Победы, а после саммита участвуют в заседании ЕАЭС. При этом, кроме Узбекистана, который имеет статус наблюдателя, приехали главы Азербайджана и Таджикистана, не входящие в союз.
Все это говорит о том, что Китай и Россия проводят совместную системную политику по вытеснению англосаксонского мегапроекта на пространстве Евразии — от Ближнего Востока до Центральной Азии. Даже Турция входит в этот ареал, потому что она сильно заинтересована в реализации проекта "Один пояс — один путь" с выходом через нее на Европу. Поэтому не стоит опасаться проекта "Туран", который координирует Великобритания, так как Стамбул будет поддерживать именно проект Китая. Думаю, относительно этого сейчас есть согласованная позиция России, Китая и Турции. И то, что Эрдоган, который ведет национально ориентированную взвешенную политику, победил, несомненно, сыграет позитивную роль в процессах на пространстве Евразии.
Если говорить о роли саммита для стран ЦА, то сегодня регион получает мощный толчок и становится связующим звеном, неким политическим, экономическим, торговым и логистическим хабом между Россией и Китаем.
Запад заинтересован в том, чтобы Центральная Азия охладила отношения с Россией, и в этих целях регион посетили многочисленные делегации из США и Европы, при этом планируется также саммит Евросоюз — Центральная Азия. Но главы центральноазиатских республик, а также Армении в полном составе присутствовали на параде Победы, хотя ранее заявлялось, что президент Жапаров будет единственным гостем. Думаю, что здесь сыграла роль позиция Китая — Пекин не хотел бы давать почву для спекуляций для Запада, и очевидно, что его роль в этом шаге лидеров региона неоспорима. И опять-таки Турция тоже сейчас будет демонстрировать, что входит в этот процесс.
Конечно, Запад тоже не сидит сложа руки, и по риторике на саммите "G7" видно, что он вступает в активную борьбу за Центральную Азию как за ключевой регион на пространстве Евразии. Уже идет перетягивание каната между формирующимся биполярным миром. При этом западные аналитики понимают, что вводить вторичные санкции против республик Центральной Азии чревато для них самих — давление еще больше подтолкнет ЦА в сторону России и Китая. Очевидно, коллективный Запад будет вынужден считаться с политикой Москвы и Пекина и работать в регионе очень аккуратно.

Экспансии нет

Главный редактор журнала "Геоэнергетика ИНФО" Борис Марцинкевич считает, что никакой экспансии и наступления Китая на ЦА нет.
Помимо прочих соглашений, был подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Кыргызстана и компанией "Universal Energy" на 100 миллионов долларов, а также ряд других документов в сфере энергетики, в том числе о строительстве солнечных электростанций и об экспорте электроэнергии из Кыргызстана в Китай.
Некоторые эксперты заявляют, что началась некая экспансия Китая, но тут можно сказать, что у энергодефицитных республик Центральной Азии есть потребности, а у Китая — возможности. Никто же не пытается силой навязать какие-то кабальные услуги. Строительство солнечных электростанций в Кыргызстане, на мой взгляд, совершенно оправданно — уровень инсоляции хороший, а те технологии, которые способен предложить Китай, на сегодня лучшее, что есть на планете. Думаю, сотрудничество и обмен опытом с китайскими специалистами будут полезны не только для республики, но и для России, у которой есть кавказский регион с похожими условиями, не говоря уже об Арктике и прочих местах.
Особенно интересно выглядит соглашение о строительстве четвертой нитки газопровода из Туркменистана в Китай, которая пройдет через Таджикистан и Кыргызстан. Речь о ней идет с 2013 года. Появление новых объемов природного газа позволит задуматься о возможности строительства газовых электростанций, которые могут взять на себя проблему регулирования зимнего дефицита электроэнергии.
Россия также вполне может участвовать в строительстве и ГЭС, и других проектов, и она это делает с успехом, в частности тот же "Росатом". Но надо признать, что у Китая очень высокий инвестиционный потенциал, при этом у него по сравнению с центральными регионами недостаточный уровень развития областей, граничащих с Центральной Азией. Поэтому китайская логика предельно понятна — помогая соседям, Пекин поможет и самому себе. Кто проигравший? Проигравших нет. Совершенно нормальный подход. И подобные соглашения, и не только в энергетике, Китай заключил с Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном. То есть налицо взаимовыгодное сотрудничество, в том числе в логистике. А если вспомнить о строительстве железной дороги КНР — Кыргызстан — Узбекистан, то оно приведет только к существенному росту экономик ЦА.

Реальный суверенитет

Политолог Никита Мендкович согласен с мнением, что действия Китая направлены на улучшение экономик стран Центральной Азии, что приведет в итоге к повышению безопасности в регионе.
Центральная Азия входит в принципиально новый политический период, который обусловлен созданием политического, военного и экономического союза между Россией и Китаем. Частью мероприятий по реализации этого союза на территории региона является китайский саммит с главами государств Центральной Азии, которому предшествовал коллективный визит лидеров этих государств в Москву для участия в параде Победы. Фактически речь идет о параллельной дипломатической работе России и Китая с регионом для достижения общих целей. На текущий момент две страны выступают ключевыми партнерами региона и с точки зрения инвестиций, торговли, привлечения трудовых мигрантов, для которых не удается создать достаточное число рабочих мест на родине.
Но при этом и Китай, и Россия становятся жертвами гибридной агрессии со стороны США и НАТО. Для России полем этой борьбы стала Украина, которая используется в качестве орудия против Кремля, а для Китая — Тайвань, который признан ООН частью территории Китайской Народной Республики, но Вашингтон грозит ответными военными мерами, если Пекин решит освободить эту территорию от сепаратистов и навести там законный порядок. Все это приводит к тому, что Россия и Китая объединяют усилия в том числе в защите интересов Центральной Азии, в борьбе с силами, поддерживаемыми Западом и стимулирующими нестабильность в регионе. Не секрет, что в прошлом году почти каждая из стран региона столкнулась с серьезными вызовами — январский мятеж в Алматы, беспорядки в таджикском Горном Бадахшане, а также узбекском Каракалпакстане и многие другие события, произошедшие не без участия Запада. Все это говорит о том, что США и их сателлиты прилагают максимальные усилия, чтобы превратить Центральную Азию в зону нестабильности, которая постоянно создавала бы проблемы для России и Китая, была центром воспроизводства экстремизма, потоков беженцев и других вещей, неприемлемых ни для стран региона, ни для их соседей.
В этих условиях Китай как важный экономический игрок в регионе прилагает большие усилия к созданию социально-экономической основы для стабилизации. Это должно, с одной стороны, снизить экстремистский потенциал в некоторых странах Центральной Азии, а с другой — уменьшить влияние иностранных НПО, которые используются в том числе для организации митингов и подрывной работы. Особенно это характерно для Кыргызстана, который, с одной стороны, является донором рабочей силы и испытывает определенные экономические трудности, а с другой — имеет достаточно либеральное законодательство касаемо неправительственных организаций.
Таким образом, Китай стремится создать социально-экономическую опору стабильности, а Россия является основным донором безопасности в регионе и прежде всего через ОДКБ оказывает определенную поддержку перевооружению и подготовке национальных армий и силовых структур, а также обеспечивает коллективную оборону от террористических угроз, прежде всего из Афганистана, который был подожжен американскими оккупантами перед отступлением. Не секрет, что сейчас с ОДКБ начинает сотрудничать Узбекистан, который ранее формально ее покинул, но с 2021 года, по сути, участвует в ее работе. Ташкент тоже понимает, что только коллективные действия при участии России могут обеспечить настоящую безопасность региона.
Фактически Россия и Китай пытаются принести в Центральную Азию лучшее будущее, экономическое развитие, безопасность, суверенитет, свободу от американского диктата и американских угроз. Естественно, НАТО это категорически не устраивает, и мы постоянно слышим угрозы в адрес Бишкека и Астаны о введении неких вторичных санкций за сотрудничество с Россией и Китаем. Но нужно признать, что век Запада уходит в прошлое. Запад не имеет ресурсов и морального права диктовать кому бы то ни было свою волю. Страны Центральной Азии сами определятся, как жить, и этот реальный суверенитет для государств Россия и Китай пытаются обеспечить.
Будет ли дефолт в США и как это повлияет на Кыргызстан — мнения экспертов