В очередной раз за полтора года внимание мировых СМИ было обращено к нашему региону: 2 июня в Чолпон-Ате состоялся саммит "Европейский союз — Центральная Азия". Ранее, в конце 2022-го, главы стран ЦА участвовали в саммите "Россия — Центральная Азия", затем было заседание в рамках американской платформы "С5+1" (правда, на министерском уровне), после чего президенты республик отправились в КНР на встречу в формате "Китай + Центральная Азия".
Активность ключевых мировых игроков на центральноазиатском поле вполне вписывается в логику развития сложной международно-политической ситуации, связанной с конфликтом на Украине и продолжительными попытками изоляции России, давления на ее союзников — в первую очередь страны Центральной Азии. Можно сказать, что с 2022 года все государства региона находятся под пристальным вниманием коллективного Запада, настойчиво пытающегося найти слабые места в нашем политико-экономическом пространстве. Полтора года Запад принимал отчаянные меры санкционного давления на Россию, одновременно упражняясь в открытой русофобии. По идеальному для Евросоюза сценарию ЦА должна была присоединиться если не к открытой ненависти в отношении всего российского, то уж точно к санкциям, из-за чего значительно сжалось бы безопасное геополитическое окружение РФ.
Практика же показала, что Центральная Азия (внешне нейтральная) продолжает оставаться дружественным пространством для российской внешней политики, а итоги саммитов на уровне глав государств придают региону дополнительную устойчивость, особенно в части внешнего влияния.
Второй саммит "ЕС — ЦА" (первый прошел в октябре 2022 года в Астане) в суммированном представлении мировых СМИ был таким: Брюссель и региональные столицы признали, что могут предложить друг другу многое, если будут выстраивать тесные отношения, обеспечивающие стабильность и уверенность в мире, который столкнулся с дефицитом надежности. Подчеркивается, что торговля нефтью, газом и необходимым сырьем, а также безопасный транзит товаров между Азией и Европой являются краеугольными камнями этих отношений. Все согласно прагматичной европейской традиции — дать четко понять, чего хочешь, в каком количестве и каким образом, но в красивой "обертке" из обтекаемых фраз.
В реальности же саммит изначально не имел и не мог иметь конкретного содержания, поскольку Евросоюзу (в отличие от России и Китая) просто нечего предложить региону, за исключением инвестиций, согласно его представлениям, выраженным в стратегии Европы по обеспечению лучшей взаимозависимости мира — Global Gateway, важное значение которой для ЦА участники встречи и подтвердили. В контексте транспортной инфраструктуры европейцы в Центральной Азии также ничего не создают, но путем продвижения инициатив типа Global Gateway пытаются навязать систему сертификации того или иного проекта как отвечающего или не отвечающего "высоким мировым требованиям", тем самым не только капитализируя, но и политизируя свое участие, ставя в зависимость от положительного решения Европы страны, которые реально участвуют в реализации проектов.
Безусловно, в ЕС понимают геополитические особенности региона, где географической, исторической и политической данностью являются Россия и Китай. Эти государства естественным образом оказывают влияние на разносторонние региональные процессы, а также вместе с республиками Центральной Азии формируют общее будущее обширного пространства. Для ЦА как никогда важно иметь традиционных, проверенных партнеров и союзников. Главная причина, по которой Евросоюз предлагал в разное время стратегии развития отношений с Центральной Азией, формы "расширенного и углубленного стратегического партнерства" и прочие механизмы (не говоря уже о многочисленных инициативах в области демократии, прав человека и "зеленой" экономики), заключаются в стремлении иметь здесь постоянно действующее, институционально оформленное, стратегическое присутствие, которое позволяло бы не просто участвовать в обсуждении вопросов регионального развития, но и оказывать на него влияние.
Однако проблема европейцев в том, что они не понимают сути сотрудничества на евразийском пространстве, которое основано не только на исторической общности, понимании традиционных ценностей, но и на личных отношениях между главами государств и правительствами, не говоря уже о серьезных культурных, религиозных, этнических связях народов Евразии.
В начале мая президент Кыргызстана Садыр Жапаров был заявлен как единственный зарубежный гость на праздновании очередной годовщины Великой Победы в Москве, но в итоге там состоялась неформальная встреча глав всех республик Центральной Азии (и не только их). Проведение в КНР саммита "Китай — Центральная Азия" тоже было бы невозможно без тесных отношений между официальным Пекином и столицами стран региона (как и присутствие президентов государств ЦА на инаугурации турецкого лидера Реджепа Эрдогана).
Евросоюз же при всех его комплексных усилиях никогда не будет "своим" в Центральной Азии. Тем более трудно представить, чтобы главы государств региона в полном составе вдруг собрались у Жозепа Борреля по какому-то формальному или неформальному поводу. Да и сама внутренняя политика, а также ценности, которые ЕС продвигает в политике внешней, вызывают сильное неприятие у традиционных обществ не только в ЦА, но и в остальном мире. Обниматься с европейскими лидерами уже точно никто не хочет, но улыбаться на дистанции пока актуально.
Маловероятно, что Евросоюз оставит попытки закрепиться в регионе, тем более что следующий саммит запланирован на 2024 год в Узбекистане. Однако дальнейшие планы Европы в Центральной Азии детально просчитать трудно. Тем не менее декларативные результаты саммита "Европейский союз — Центральная Азия", не имеющие конкретных обязательств, указывают на ряд факторов, которые будут учитываться в европейской внешней политике. Это прежде всего устойчивое использование водных ресурсов (что весьма актуально с учетом засухи в регионе), ситуация в Афганистане и политическое урегулирование там, проблемы терроризма и экстремизма, ну и, естественно, "важность тесного диалога в контексте санкционного режима Евросоюза".
Санкционный режим — это, пожалуй, единственное указание на непростую международно-политическую обстановку, которая сложилась из-за конфликта Запада и России на Украине. Предполагалось, что глава Евросовета Шарль Мишель сделает весьма резкие заявления, призвав центральноазиатских лидеров присоединиться к антироссийской политике, однако европейская дипломатия выбрала более острожный путь, решив не обострять отношения с регионом.
Трудно предположить и результаты двусторонних переговоров Мишеля с президентом Садыром Жапаровым. Сам глава государства по итогам саммита выступил с рядом инициатив, затрагивающих широкий круг вопросов международной повестки, отношения между Евросоюзом и Центральной Азией. Он говорил о разрешении конфликта на Украине, о ситуации в Афганистане и необходимости формирования там инклюзивного правительства, о цифровизации, проблемах водопользования, об энергетике и изменении климата.
Внешне саммит прошел успешно — тихо, спокойно, без помпы, "прорывных" заявлений и решений. Его проведение можно записать в актив дипломатии Кыргызстана, которой последнее время хвастать особо нечем. Инициатива республики о создании постоянной платформы взаимодействия в формате "ЕС — ЦА" на уровне глав транспортных структур — весьма интересный шаг с учетом перспектив реализации проекта строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Однако положительного ответа европейской стороны пока не последовало: либо в Евросоюзе рассчитывают на что-то другое, более значительное, либо ему нужны дополнительные консультации с партнерами.
Не следует забывать, что ЕС давно не играет самостоятельной внешнеполитической роли и часто просто оплачивает интересы США в разных регионах мира. Но еще чаще Брюссель расплачивается за внешнеполитические ошибки Вашингтона — от Европы до Ближнего и Среднего Востока. Китайские транспортные проекты в Центральной Азии очень выгодны ЕС, поскольку они перенаправят транспортные потоки и снизят зависимость от российских маршрутов в Европу. Это приветствуют и Соединенные Штаты, несмотря на напряженность в отношениях с КНР. Однако что будет, если противоречия между США и Китаем обретут более острую форму? Усиление зависимости Европы — лишь часть общих проблем западной дипломатии.
В Центральной Азии нет и не может быть самостоятельной роли Европейского союза. Его активное присутствие и участие в региональных процессах возможно только как часть внешнеполитической стратегии США, у которых вновь нет причин инвестировать средства в регион, где доминируют Россия и Китай. Если у ЕС закончатся деньги, то всегда есть другие союзники — Япония, Южная Корея, прочие страны. По интересному стечению обстоятельств они давно реализуют свои платформы "Центральная Азия плюс …".