Радио Sputnik Кыргызстан

Объем, ассортимент и товарный вид — экспортеры о проблемах кыргызской ягоды

В Кыргызстане набирает обороты выращивание ягод. С начала сезона на экспорт ушло более тысячи тонн местной клубники. Однако на российском рынке нашим ягодам трудно конкурировать с продукцией из других стран. Экспортеры и переработчики объяснили, почему.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Полную версию беседы слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан руководитель клуба "Малина" Бектемир Мамыралиев рассказал, что все больше фермеров в стране выращивают малину и клубнику. В прошлом сезоне они экспортировали 5 тысяч тонн свежей ягоды.
"Мы учим людей, какую ягоду посадить, как ухаживать. Интерес большой. Саженцы малины и клубники стараемся привозить из Европы и России. Транспортабельные сорта очень вкусные, но многие фермеры продолжают сажать в грунт, а качество ягоды в таком случае низкое. Мы говорим, что нужно сажать под пленку, внедрять капельное орошение. Тогда ягода не будет грязной от дождя или от "дикого" полива. Важно, чтобы она не была мокрой и водянистой", — отметил Мамыралиев.
Клубнику и малину экспортируют главным образом в Казахстан и Россию. Чтобы ягода не дала сок и не заплесневела, преодолев тысячи километров, отечественные фермеры выбирают деревянные ящики вместо пластиковых.
Глава перерабатывающей компании Калыс Жумабаев подчеркнул, что, несмотря на нехватку знаний и опыта, у местных фермеров есть потенциал для развития сектора.
Глава перерабатывающей компании Калыс Жумабаев
"В Кыргызстане ягоды сушат, сублимируют, а мы занимаемся заморозкой. Есть ультразвук и тоннельная заморозка. Мы используем российскую разработку, она хорошо себя зарекомендовала. Но из-за низкой конкуренции в стране прогресс у нас ползет. Есть маленькие фирмы, которые занимаются только пастилой, есть те, которые занимаются только сушкой. А компании, которая предоставила бы ассортимент, объем и хороший товарный вид, нет. При работе с ритейлерами это самое важное. Например, в компании "ВкусВилл" нам так и сказали: "Люди покупают глазами". Наша упаковка уступает европейской, ягода менее "симпатичная", чем из Германии. Ну и как их убедить, что она вкуснее?" — задался вопросом Жумабаев.