Радио Sputnik Кыргызстан

Государственная система должна подстраиваться под ребенка с ОВЗ — эксперт по инклюзии

Юрист, эксперт по инклюзии Сейнеп Дыйканбаева рассказала, сможет ли новый закон об образовании изменить жизнь детей с инвалидностью. Она объяснила, как в предлагаемом документе будет отражен пункт об инклюзивном образовании.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Полную версию беседы слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан Дыйканбаева отметила, что действующий закон об образовании устарел морально, и не только в отношении соблюдения прав детей с ОВЗ.

"Сегодня сложилась новая тенденция — обучение в течение всей жизни. Человек на выходе из школы и университета должен быть не только образован, но и соответствовать требованиям мирового рынка труда, уметь справляться с множеством задач, подстраиваться под меняющиеся требования рынка труда. К старому закону всячески пытались "подвязывать" инклюзивное образование. Оно в нем отражено, но там больше смесь инклюзивного и специального образования. А это в корне разные вещи. Инклюзия — это когда дети с особенностями здоровья имеют доступ к общим образовательным учреждениям, где должна быть создана среда с учетом потребностей ребенка с ОВЗ. А специальное образование — это интернаты, спецклассы и надомная форма обучения. Поправки в новый закон заключаются в том, чтобы не человек с ОВЗ подстраивался под систему, а система под него",— отметила Дыйканбаева.

По словам Сейнеп Дыйканбаевой, эксперты в образовании отмечают, что благодаря интернету людям сегодня приходится конкурировать уже не внутри страны, а на мировом рынке труда, а совсем скоро и с искусственным интеллектом.
"Если говорить о людях с инвалидностью, то я занялась этим вопросом потому, что 20 лет работаю с такими детьми и их родителями, сама столкнулась с проблемами доступа к образованию, с трудом его получила из-за определенных стереотипов в отношении людей с инвалидностью. Это нужно менять. И первый шаг в этом направлении — правовая основа, которая позволит выстроить на законодательном уровне систему инклюзивного образования. Сегодня до конца не все понимают, что это такое. Многие семьи в одиночку борются за право их ребенка получать знания и профессию", — отметила Дыйканбаева.