БИШКЕК, 14 августа — Sputnik, Михаил Воробьев. В последние годы импорт зерна в Кыргызстан претерпел изменения. Если в недавнем прошлом почти вся пшеница в страну поставлялась из Казахстана, то теперь — из России. В чем причины произошедшего и можно ли говорить о конкуренции стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) друг с другом, разбирался Sputnik.
Факты
Россия и Казахстан являются основными поставщиками зерна в Кыргызстан. Подавляющая доля зерновых, поставляемых туда этими странами, — пшеница. Ячмень и кукуруза в сравнении с ней занимают не столь значительные доли в поставках.
По данным International Trade Statistics, в 2017-2019 годах доля Казахстана в импорте пшеницы в Кыргызстан составляла от 93 до 99 процентов. В 2020 году РФ и Казахстан поставили почти равное количество, что может быть связано с ограничительными квотами со стороны Астаны во время пандемии.
В 2021-м, согласно информации Нацстаткома КР, Россия обогнала Казахстан по поставкам в Кыргызстан: 57 процентов из РФ и 43 процента из Казахстана. Основной объем пшеницы стал закупаться в России с сентября 2021 года. Это объясняли тем, что цены на зерно в Казахстане на 20-25 процентов выше. Так, с января по апрель 2022 года доля РФ составила порядка 96 процентов, а за тот же период 2023-го — около 97 процентов.
Причины изменений
Казахстан проиграл борьбу российским производителям за рынок зерна в Кыргызстане из-за госрегулирования цен и правил ЕАЭС о едином тарифе на перевозку зерна, рассказал корреспонденту Sputnik бывший вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
По его словам, в РФ фермеры определяют стоимость сами, а в Казахстане — государство, что не позволяет быстро реагировать на изменение рыночных цен.
"Казахстан держит достаточно высокие ориентиры цен на зерно. При этом допускаю, что такие меры для них обоснованы, ведь это жизненно необходимая поддержка казахстанских сельхозпроизводителей", — отметил эксперт.
По его словам, в Казахстане также действует правило, в соответствии с которым тарифы на железнодорожные перевозки при поставках из России через эту страну в Узбекистан, Туркменистан и Афганистан в несколько раз выше, чем для своих поставщиков. В случае же с поставками в Кыргызстан тарифы должны быть такими же, как и для казахстанских грузоотправителей, поскольку страна входит в ЕАЭС, пояснил бывший вице-президент Российского зернового союза.
"Казахстан держал высокие тарифы на транзит российских ресурсов по своей территории. Мы давно добивались, чтобы тарифы стали одинаковыми: что транзит по Казахстану российской продукции, что транзит по России казахстанской", — рассказал корреспонденту Sputnik президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Также Александр Корбут отметил высокий профессионализм российских экспортеров, их активную, привлекательную для покупателей торговую политику, а также готовность идти на риски. По его словам, это позволило российскому зерну занять значительное место на рынке Ирана и доминировать в Азербайджане.
Конкуренции РФ и Казахстана нет
Сложившаяся ситуация не помешала Казахстану добиться в 2022 году самых высоких показателей по экспорту зерна и муки в зерновом эквиваленте за всю историю независимости — 13,2 миллиона тонн.
директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец
© Sputnik / Антон Денисов
"Мировой рынок продовольствия — это система сообщающихся сосудов. И конкуренции на нем нет. Если вы потеряли один рынок, рынок Кыргызстана, и кыргызы купили российское зерно, значит Казахстан продаст его где-то еще", — пояснил корреспонденту Sputnik директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец.
Если говорить о борьбе за рынок Центральной Азии, на самом деле это вопрос скидок, которые могут предоставить, например, российские производители, потому что у них есть проблемы со сбытом, связанные с санкциями, отметил он.
"У Казахстана же таких проблем нет, соответственно он может продавать зерно без скидок на международном рынке. А Россия вынуждена предоставлять скидки", — добавил эксперт.
Кыргызстан же как страна с невысоким уровнем дохода ориентируется на более дешевые поставки, уточнил он.
"Поэтому я бы не сказал, что есть конкуренция. Есть вопрос цены, логистики и санкций", — заключил Алексей Зубец.