Совсем скоро состоится XV саммит БРИКС в Южной Африке. 22-24 августа лидеры Бразилии, России (по видеосвязи), Индии, Китая, ЮАР соберутся в Йоханнесбурге, где, по предварительной информации, будут обсуждать отказ от доллара, создание независимых платежных систем и укрепление сотрудничества со странами Африки. Можно предположить, что остальная повестка будет довольно обширной и включать не только экономику, но и международную политику и безопасность, а также возможное расширение организации.
Повестка и основные тенденции
Один из главных вопросов саммита связан с новой резервной валютой — денежной единицей на основе валют стран БРИКС, о разработке которой говорил президент РФ Владимир Путин в преддверии саммита БРИКС в июне 2022 года. Этот проект может быть поддержан всеми участниками встречи, которые давно стремятся иметь альтернативу доллару во взаимных расчетах и торговле, а также в качестве резервной валюты.
Впервые за многие десятилетия процесс формирования торгово-экономических отношений зарождается без участия коллективного Запада и не в его интересах, а в интересах мирового сообщества в целом. Пример России показал, насколько уязвимы финансовые активы любого государства, если они размещены в нынешних мировых резервных валютах, и как это ограничивает суверенитет и национальные интересы. Поэтому БРИКС — это еще и часть общих усилий по формированию демократического многополярного мира, в рамках которого мировая торговля и финансы свободны от барьеров и политически мотивированных ограничений.
Есть ли связь между БРИКС и ЦА?
В прошлом саммите 24 июня 2022 года Казахстан и Узбекистан принимали участие (видеоконференцсвязь) в расширенном заседании в формате "БРИКС плюс", который создали для сотрудничества основных членов с их региональными партнерами из числа развивающихся стран. Ранее все государства Центральной Азии на различных уровнях обсуждали перспективы сотрудничества и участия в процессах БРИКС.
В этом году акцент сделан на Африке — приглашены представители 67 африканских государств, из которых более половины дали согласие на участие. Также будут участвовать те страны, которые заявили о намерении присоединиться к организации. Казахстан выразил желание стать членом БРИКС в числе других 23 стран, однако пока точной информации о перспективах расширения БРИКС нет. Но можно предположить, что полноправное участие Казахстана в этой организации, равно как и Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ, может серьезно расширить географический и политический охват организации.
Между тем решения БРИКС будут однозначно иметь значение и для Центральной Азии. Необходимо принимать в расчет, что три ключевых государства Евразии — Россия, КНР, Индия — члены этой организации. В свою очередь очевидно, что результаты саммита БРИКС повлияют на ЕАЭС, инициативу "Один пояс — один путь" и на пространство ШОС. В любом случае ЦА будет пристально наблюдать за результатами саммита и просчитывать, как и каким образом можно включиться в новые мировые торгово-экономические, финансовые и политические процессы.
Отказ от доллара как укрепление суверенитета
Зависимость экономик Центральной Азии от использования доллара (во внешних расчетах, привязка стоимости национальных валют, оценка природных и энергетических ресурсов в долларах) всегда была признаком интеграции в международную финансовую систему. К этому долгое время стремились как страны Центральной Азии, так все постсоветское пространство.
Ситуация начала меняться в 2014 году, после вхождения Крыма в состав России и введения санкций. Тогда стало очевидно, что мировая экономическая система, международные экономические институты, а также главная мировая резервная валюта — это всего лишь инструмент давления и гегемонии. Нельзя сказать, что об этом не знали раньше, но, пожалуй, только после санкций об этом задумались серьезно как о комплексной проблеме.
Начиная с 2019 года использование рубля или юаня в расчетах между Россией и КНР, а также со странами Центральной Азии постепенно растет. Тем более с 2020-го страны Евразийского экономического союза договорились, что в расчетах между собой постепенно будут переходить на национальные валюты. И здесь тон также задают страны БРИКС. За последние два года доля операций с использованием национальных валют как между странами организации, так и с их основными партнерами значительно возросла и, по всей видимости, будет расти дальше.
Однако, если говорить объективно, полностью исключить доллар сейчас невозможно, он будет использоваться в расчетах между странами, пока не появится более перспективная валютная единица.
Новая валюта БРИКС
Вот уже более года в мировом информационном пространстве обсуждаются планы стран БРИКС создать валюту, которая будет привязана к стоимости золота либо другим ресурсам, таким как нефть, металлы, зерно, либо общую для стран организации валюту, опирающуюся на валюты стран-участниц. Естественно, что сейчас однозначный ответ дать невозможно и дискуссии продолжатся. Представляется, что наиболее важным решением этого саммита будет расширение мер по дедолларизации мировой экономики и торговли в целом. Постепенное и планомерное снижение роли доллара в торгово-экономических отношениях между странами является важным условием формирования справедливого мирового порядка, основанного на принципах равноправия, справедливости и взаимного уважения.
Саммит БРИКС проходит в интересное и сложное время. Конечно, переломным его называть еще рано. Но если учитывать международные итоги года и принять во внимание большую интенсивность встреч в рамках интеграционных образований, региональных и межрегиональных саммитов, личных встреч лидеров на высшем уровне, можно предположить, что нас ожидают серьезные экономические и политические изменения, которые постепенно сформируют новый облик будущего без участия Запада. И этот мир, возможно, будет более справедливым, чем сейчас.