Лидеры стран Центральной Азии получили от президента США Джо Байдена приглашение принять участие в саммите С5+1. Он состоится 19-20 сентября во время проведения 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Официально штаб-квартира организации является международной территорией и находится вне юрисдикции Соединенных Штатов, но если Байден направил письма всем лидерам центральноазиатских стран, не придираясь к юридическим формальностям, позволительно сказать, что они могут впервые собраться на саммите в США.
"Дипломатия лидеров"
За последние годы в международных отношениях серьезно усилился фактор отношений личных, когда главы государств ведут дружественный, уважительный и доверительный диалог, который имеет решающее значение во взаимодействии между странами либо группами стран. Успешные примеры "дипломатии лидеров" имели место совсем недавно — это встречи на высшем уровне в России, Китае, Турции и республиках ЦА.
Администрация Байдена заходит на неизведанную для себя территорию — "дипломатия лидеров" может быть трудной задачей для "дедушки Джо". Причем вовсе не из-за его возраста и состояния здоровья, а потому что предпосылок для теплых личных отношений между главами стран Центральной Азии и США нет. Тем не менее для государств региона это тоже важное событие: стремление Вашингтона укреплять диалог на высшем уровне — еще одно напоминание о том, насколько значима роль ЦА в процессе формирования многополярного мира.
Особенности платформы С5+1
Дипломатическая платформа С5+1 с 2015 года регулярно собирает министров иностранных дел центральноазиатских государств с целью обсуждения проблем в сферах экономики, экологии и безопасности. С начала внедрения этой платформы регион стал свидетелем реализации двух американских "стратегий по Центральной Азии" (на 2015-й и 2019–2025 годы), а также множества встреч в рамках С5+1 на уровне министров, экспертов и рабочих групп. Не вдаваясь в детали этих стратегий, следует отметить, что официально они были направлены на "поддержание безопасности, развитие и процветание" каждой из стран региона.
Сами США отмечают, что за все время выделили более 9 миллиардов долларов на "мир, безопасность, демократию, экономический рост и гуманитарные вопросы" в Центральной Азии. Эффективность этих затрат проверить трудно, благо, американские налогоплательщики не знают, где находится ЦА. Американские дипломаты же всегда отмечали, что она является геостратегическим регионом, важным для обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов. Сначала важность определялась ситуацией в Афганистане и борьбой с международным терроризмом, затем была связана с "беспокойством" США по поводу безопасности в Центральной Азии, а теперь Вашингтон очень "переживает" за суверенитет и территориальную целостность республик, открыто указывая, что ситуация на Украине может не только повлиять, но и угрожать им.
Предварительные итоги
Работа платформы в регионе, тем не менее, вызывает интерес. В актив дипломатии США, говоря объективно, можно записать созданный ими механизм консультаций, в который вовлечены все страны ЦА. При этом регулярные встречи министров иностранных дел часто сопровождаются особым информационным фоном. В нем мало конкретики, но много обтекаемых и красивых фраз, которые показывают динамику процессов, идущих в нужном для Вашингтона направлении.
Вот, например, цитата о платформе С5+1 из информационного бюллетеня Госдепартамента США за февраль 2023 года: "Движение к общей цели построения независимой, процветающей и защищенной Центральной Азии, которая решает общие проблемы в партнерстве с Соединенными Штатами". Совершенно не важно, являются ли эти проблемы общими для стран Центральной Азии, или США считают, что они должны быть общими, не говоря уже о готовности государств региона решать их сообща. Безусловно, информация о содержании встреч и тексты совместных заявлений по итогам согласовываются со всеми участниками, но они настолько обтекаемы, что, с одной стороны, вроде отвечают интересам всех республик ЦА, а с другой — вроде бы нет.
Что мы имеем в итоге? Вашингтону удалось создать в регионе свой консультативный механизм с постоянно действующим секретариатом (сформирован вместе со странами С5 в 2022 году), который занимается вопросами координации и планирования будущих встреч. Есть основания полагать, что в планах США проработка возможных форм постоянного присутствия в Центральной Азии, особенно после закрытия здесь военных баз и вывода войск из Афганистана. Несомненно, данная платформа — одна из таких форм.
Постоянные консультации и совместные заявления
Центральная Азия — динамично развивающийся регион, интенсивно создающий новые торгово-экономические связи, транспортные и энергетические артерии, проходящие по всей Евразии. Население ЦА растет, а с ним растут дефицит энергии, воды и других ресурсов. Региону выгодно развивать сотрудничество в том направлении, при котором может быть гарантировано удовлетворение его потребностей, плюс стабильность и безопасность. Соединенные Штаты этого дать не могут — одними консультациями и совместными заявлениями сыт не будешь.
Поэтому региональное присутствие американцев в Центральной Азии сталкивается с естественными препятствиями. Что Вашингтон может дать ЦА? Сегодня ситуация изменилась так сильно, что безопасность и стабильность, международная экономика, торговля и технологии все меньше зависят от США и других стран Запада.
Итоги саммита БРИКС демонстрируют устойчивое намерение сократить зависимость от международных западных структур, неприятие гегемонизма и неоколониализма, а также осуждение любого экономического принуждения, то есть санкций. При этом готовность стран региона участвовать в таких инициативах, как "Один пояс — один путь", либо расширять взаимодействие в рамках ЕАЭС обозначается все отчетливее.
На данном фоне весьма интересна будет более конкретная повестка первой встречи в формате С5+1 на уровне глав государств. Пока известно лишь, что Байден предлагает коллегам обсудить "общие цели в сферах безопасности, экономики и охраны окружающей среды".
Чего хочет Вашингтон от стран ЦА?
Наивно полагать, что ситуация на Украине и активность американцев в Центральной Азии никак не связаны. Это было ясно на прошлой министерской встрече в Астане (в феврале текущего года), когда США надеялись, что государства региона присоединятся к антироссийским санкциям. Будет ясно и теперь, все зависит от уровня обтекаемости фраз и согласия центральноазиатских лидеров принять или не принять образность выражений американской дипломатии.
Однако ясно и другое. Соединенные Штаты не могут добиться успеха на Украине, в стране растет недовольство военной и финансовой помощью киевскому режиму на фоне собственных проблем, в том числе последствий разрушительных пожаров на Гавайях. Все более очевиден провал стратегии Вашингтона по изоляции и ослаблению Москвы. И если долгосрочные усилия США окажутся успешными, Центральная Азия по аналогии с Украиной может создавать серьезные проблемы для России.
Не исключено, что для администрации Байдена крайне важно добиться хоть какого-то внешнеполитического результата, который можно предъявить как международной публике, так и простым американцам. Стремление "сохранить лицо" в условиях невыгодной для Соединенных Штатов стратегической ситуации на Украине может быть выражено в намерении "сыграть" на центральноазиатском поле, где у американцев много инструментов убеждения и принуждения, а также механизмов внутреннего и внешнего воздействия. Иными словами, хотя "дедушка Джо" иногда выглядит беспомощным, он далеко не так безобиден, как может показаться.