Эксперт отметил, что найти выход из этой ситуации можно, полноценно задействовав возможности железнодорожных перевозок.
"Я всем нашим грузоотправителям говорю: если вы платите налоги в Кыргызстане, а ваш получатель платит их в РФ, то вам нечего бояться. Необходимо организовать ускоренные транзитные грузовые поезда. Сейчас по ускоренной схеме на железной дороге работает только багажно-почтовое отправление, и у них все хорошо. То, что касается отправок грузовыми вагонами, контейнерами, находится в состоянии 90-х годов. У нас нет ни одного маршрутного контейнерного поезда в Россию. Когда все пойдет в цивилизованном железнодорожном режиме, уже не будет непонятных ситуаций с дополнительными досмотрами и так далее. Поезд не свернет в сторону и точно покинет территорию Казахстана, и претензий не будет", — рассказал Рахимов.
Он подчеркнул, что Налоговой службе Кыргызстана необходимо мотивировать перевозчиков пользоваться железными дорогами.
"Почему наши отправители не хотят пользоваться железными дорогами? Оказалось, что не все хотят платить налоги и у нас, и на российской стороне. Получатель груза, по логике вещей, должен заплатить 20 процентов НДС согласно российскому законодательству, потом представить документы в Кыргызстане, и тогда отправитель возвращает свои 12 процентов, которые заплатил здесь. Но большинство работает по принципу "карго" — то есть отправить и получить все за наличные. В итоге мы сами загоняем себя в средневековье. Бизнесменов тоже можно понять, они не хотят возиться со всеми этими налоговыми механизмами и ждать возврата НДС. Получается, что решение вопроса лежит в плоскости стыковки железнодорожных документов и Налоговой службы Кыргызстана", — рассказал эксперт.
Он добавил, что необходимо сделать так, чтобы, отправляя грузы по железной дороге, грузоперевозчики Кыргызстана получали привилегию по возврату НДС в ускоренном порядке.